Несмотря на внешний культурный консерватизм, Петербург все чаще радует своей открытостью современному искусству. До середины октября в городе на Неве проходит фестиваль «Современное искусство в традиционном музее». VashDosug.ru посетил несколько интересных проектов в рамках его программы.

«Современное искусство в традиционном музее» — это первый музейный фестиваль, который стал проводиться в Петербурге, а соответственно он сразу заслуживает статус старейшего. Ежегодно негосударственный благотворительный фонд культуры и искусства «ПРО АРТЕ» приглашает российских и зарубежных авторов воплотить свои идеи в пространстве петербургских музеев. Фестиваль не только знакомит с новым актуальным искусством, но и часто создает повод посетить городские музеи и еще раз или впервые изучить их экспозиции, что обычно при всем желании откладывается «на потом».

Итак, в этом году фестиваль состоится в двенадцатый раз, задействовано десять музейных и галерейных пространств, а участники представляют США, Израиль, Россию, Нидерланды и Финляндию.

Расскажем о некоторых выставочных проектах:


«Смотрительницы» (фотопроект Энди Фриберга, США)

Одна из самых интересных экспозиций фестиваля расположилась в достаточно контрастном для проекта выставочном пространстве «Потерна и каземат Государева бастиона». Пять лет назад американский фотограф Энди Фриберга посетил Петербург и Москву и создал серию фотографий, на которых запечатлил смотрительниц главных российских музеев (Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея и Пушкинский музей). Фриберг всегда снимал творческих людей, которые неизменно связаны с искусством.

По мнению американского фотографа, российские смотрительницы значительно отличаются от своих коллег из других стран. Героини из Петербурга и Москвы удивительным образом сливаются с произведениями искусства. Энди Фрибергу удалось найти гармонию, создать настоящую композицию за счет соотношения одежды смотрительниц и цветовой гаммы картин. Проект уже был представлен в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Бостоне, Лондоне и Париж, но впервые приехал в Россию.

В 2010 году «Смотрительницы» получили престижную премию Photolucida’s Critical Mass book award, проект был издан отдельной книгой и успел завоевать популярность в интернете. Кстати, по словам Фриберга, во время работы в России, он узнал много нового об искусстве от своих героинь, а некоторые из них сами оказались в прошлом художницами.

«Прыжок в город» (инсталляция Флорентина Хофмана, Голландия)

Нидерландский художник Флорентин Хоман известен во всем мире своими масштабными паблик арт-объектами, которым удается занять свое место в городском пространстве. В качестве героев для своих работ, Хофман обычно выбирает образы животных, а основная идея творчества художника — обратить внимание зрителей на привычное им пространство и дать возможность посмотреть на него с новой стороны.

Когда Хофману предложили создать арт-объект на пляже Петропавловской крепости и художник узнал, что это место носит название Заячий остров, идея родилась сама собой и Хофман придумал скульптуру «Загорающий заяц». Главная концепция петербургского фестиваля полностью соответствует задумкам Хофмана — переплетение традиций и современного искусства.

Художник использовал в качестве материала для создания скульптуры — дерево, каркас в виде зайца был покрыт деревянными полосками, края некоторых их них Хофман попросил выкрасить в яркие цвета. Таким образом, получился достаточно интересный арт-объект, который вызывает интерес у взрослых и детей, развивает фантазию и обращает внимание на ландшафт.

«Пост памяти» (проект Брахи Лихтенберг-Эттингер, Израиль)

Ретроспективный проект израилськой художницы, использующий сразу несколько жанров искусства — видео, живопись и графику, разделен на две части, одна из них представлена в выставочном зале Иоанновского равелина, а другая — в Музее сновидений Фрейда. Браха Лихтенберг-Эттингер является не только художником, но и психоаналитиком и теоретиком феминизма, поэтому посетителй экспозиций ждут не только серьезные работы, но и тяжелые темы.

Автор проекта использует документы времен господства фашизма в Европее, а основными темами стали — история, забвение, память и Холокост.

«Моя оборона» (Наталья Зинцова, Россия)

Площадка для презентации проекта московской художницы, номинанта премии Кандинского, Натальи Зинцовой, была выбрана неслучайно — Мемориальный музей А.В. Суворова, основанный еще в начале XX века, хранит не только большое количество военных экспонатов — орденов, оружия, обмундирования и документов, но и представляет крупнейшую в России коллекцию оловянной миниатюры.

Академичный и монументальный музей вступает во взаимодействие с работой, открывающей современный взгляд на искусство, Наталья Зинцова обращается к военной теме не с официальной стороны, главными героями проекта становятся оловянные солдатики, которые были неотъемлимой игрушкой многих детей послевоенного поколения.

Неизвестный герой в образе солдатика — с одной стороны полная противоположенность с фигурой  Суворова (главного героя музея), с другой — сохраняет дух равенства, который всегда поддерживался русским полководцом. Выбирая солдатиков для проекта, художник обратила внимание, что у каждой из фигурок абсолютно разные черты, что очень удивило Наталью и подсказало ей еще одну идею, которая и стала еще одной частью проекта — создать снимки оловянных солдатиков, используя макросъемку.

Рекомендуем заглянуть в лица безымянных героев, вспомнить детство и провести свои параллели.

«Переезд» (инсталляция Ивана Плюща, Москва)

Данный проект стал тем удивительным случаем, когда благодаря предложенному для экспонирования пространству, художнику удалось наконец-то воплотить свою давнюю идею. В мастерской Аникушина Иван Плющ создал инсталляцию, используя свои скульптурные работы. Пространство мастерской представляет экспонаты классической школы, одной из особенностей которых  является ощущение времени, а  проект Плюща, тем самым поддерживает не только свое название, но и способствует разитию идеи фестиваля — переезд в традиционный музей работ, представляющих современный арт.

Иван Плющ хотел создать личную историю для каждого из посетителей музея, инсталляция позволяет зрителю вспомнить или представить момент переезда, который случается/случался или обязательно случится в жизни каждого человека. Основная идея — исчезновение персонажа, индивидума и человека из привычного и знакомого пространства.

О том, что скрывается за упаковками и коробками (деталями инсталляции), и скрывается ли за ними что-то абстрактное, кроме предметов — каждый гость мастерской Аникушина решит сам.

«Метаморфозы» (инсталляция Александра Райхштейна, Россия/Финляндия)

Площадка, выбранная для проекта, сама по себе вызывает интерес — Детский музейный центр исторического воспитания на Болотной, 13 является отделом Музея политической истории. Здание музея, как оазис в городе каменных джунглей, деревянная дача, сохранившаяся еще с начала XX века. Именно здесь, в 1917 году, Сталин, Ленин Дзержинский и Калинин приняли решение об октябрьском восстании.

Автор проекта в рамках фестиваля, художник Александр Райхштейн, родился в Москве, живет и творит в Финляндии, однако его увлекательные работы регулярно представляют и в России. Проекты Райхштейна — детские и про детство. Для фестиваля художник создал скульптурную инсталляцию при участие финского аудиохудожника Петри Лааксо.

Инсталляция находится во дворе музейного центра, ее герои (зародыши и малыши насекомых) расположились на ветках старого дерева и представляют собой этапы развития насекомых; сверху, у кроны дерева установлены колонки, из которых доносятся детский плач, смех и лепет на неведомом языке. Фигурки насекомых (в количестве более двух десятков) символизируют процесс развития и взросления. Автор идеи использует образы насекомых, чтобы провести параллель с образами настоящих детей. Выставка живаяи интерактивная. Райхштейн считает, что его проекты могут быть интересны не только детям, ведь малыши являются неким катализатором для вовлечение в проект взрослых.

По мнению художника, дети — самая лучшая аудитория для восприятия современного искусства,  в отличие от взрослых они не обладают знаниями в области классического искусства в его традиционном понимании, и открыты всему новому. Инсталляция получилась скорее не для детей, а про них. «Метаморфозы» — это не лишенный юмора, универсальный взгляд на развитие любого существа.

и напоследок...

«Восхождение» (инсталляция Павла Брата, Россия)

Для того, чтобы взглянуть на современное искусство не обязательно идти в музей, паблик-арт преследует благородные цели, пытаясь достучаться до вечно занятых жителей мегаполисов. Работа молодого художника нашла свое место прямо в «Театр-витрине» Парка Культуры и Чтения «Буквоед» на Невский пр., 46.

Павел Брат воспевает в инсталляции одни из самых главных явлений и факторов для жизни и развития. Природа и знание. Из установленных в витрине книг пробиваются небольшие зеленые ростки, цитируя Дидро: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать».