Буйство красок и цветовая сдержанность, появившаяся со временем, холст и масло, бумага и графитный карандаш — в корпусе Бенуа впервые за 44 года открылась выставка живописи и графики страстного художника и знатока крестьянской души, Филиппа Малявина.
В экспозиции около 70 живописных работ, среди которых колоритные картины из знаменитой серии «цветущих русских баб» и поздние полотна, отличающиеся темной палитрой и серьезными характерами, а также более 100 произведений графики, часть из которых представляет собой эскизы к живописным портретам выставки, демонстрирующим филигранную работу Малявина и все этапы его творчества.
Несмотря на монументальность полотен, наполненность цветом, светом и характером, как это часто и бывает в искусстве, настоящее признание на родине художник получил уже после своей смерти, так не вернувшись в Россию, которая всегда была его главным источником вдохновения.
В творчестве Филиппа Малявина нашли отражение и память об Оренбургской области, о крестьянской многодетной семье, в которой родился и вырос художник, и дух афонского православного моныстыря, где он учился и работал в иконописной мастерской, создавая свои первые реалистические портреты.
Выпускной картиной Малявина стал монументальный холст, в котором и зародился индивидуальный стиль мастера, в нем кипела жизнь, а героинями стали румяные русские женщины, облаченные в красные сарафаны, с накинутыми на плечи сочными платками, превращающимися в малиновые, желтые, синие и изумрудные пятна; заливисто смеющиеся, водящие хороводы и взмывающие в воздух на качелях; фоном служили светлые березовые аллеи, купола церквей, деревянные избы и золотые поля.
«Картина», именно такое лаконичное название имела смелая выпускная работа художника, не была принята советом Академии, получив в качестве отзыва обвинение в декадентстве. Только после скандала между недовольными и теми, кто сразу разглядел за революционностью свежий взгляд и беспорный талант (Репин, Матэ, Беклемишев), Малявина удостоили звания художника, с оговоркой, что его вручают за портретные работы. Самым курьезным во всей этой истории стал тот факт, что творчество художника почти моментально получило большую огласку и с восторгом было принято в Европе, а спустя год Малявина наградили золотой медалью на Всемирной выставке во Франции за скандальную «Картину».
С 1903 года Филипп Малявин регулярно принимал участие в выставках объединения «Мир искусства», наряду с А. Коровиным, Б. М. Кустодиевым, Н. К. Рерихом, В. А. Серовым. В это время художник купил небольшую усадьбу в Рязанской губернии и создавал свои работы в оборудованной мастерской, черпая вдохновение в природе, крестьянском быте и людях. Международный успех продолжал сопутствовать художнику, работы Малявина представляли на выставках в Берлине и Дюссельдорфе, в Париже и Венеции.
В 1905 году живописец работает над одной из своих самых ярких и знаменитых картин — «Вихрь», в которой открывается вся насыщенная декоративность присущая стилю Малявина. «Вихрь», впервые представленнный в разгар революции, вызвал бурную реакцию общественности, кто-то видел в картине вызов, а Илья Репин назвал ее символом русской живописи тех лет.
«Бабы», «Девка», «Пляшущие бабы», «Крестьянка в красном платке», «Две девки», «Молодая девушка» («Крестьянка») — малявинские женщины совсем не похожи на тот классический образ крестьянок, создаваемый в живописи и литературе, его героини непокорны и своенравны, в их взгляде, повороте головы, руках чувствуются настоящие, сильные и волевые характеры и непростые судьбы.
Творчество Филиппа Малявина в послереволюционные годы значительно отличалось от знаменитых ярких работ. Почти все время художник проводил в Рязани, занимаясь преподавательской и административной деятельностью (работая в губернском комиссариате просвещения, участвуя в организации картинной галереи и студии живописи, преподавая в Свободных художественных мастерских), устраивает свою персональную выставку.
В 1920-м году Малявин переезжает в Москву, в тот период им сделано несколько десятков набросков Владимира Ленина, чьей портрет художник собирался создать, и портретные эскизы Троцкого и Луначарского — эти и другие графические работы собраны на экспозиции в корпусе Бенуа. Пожалуй, это часть выставки вызовет особый интерес не только у людей, близких к живописи и графики, но и у тех кто не наделен художественным талантом.
Через Ригу и Берлин, в 1922 году, художник едет во Францию для организации своей выставки, после чего Малявину суждено так и не вернуться на родину. Однако активная выставочная деятельность в европейских городах, организация экспозиций художников-эмигрантов полностью захватывает живописца. Оказывается, что его творчество и талант здесь ценят гораздо больше чем в России. Но художник, черпавший свое вдохновение в знакомых с детства образах, остается предан своим идеалам и идеям. В эмиграции Малявин создает живописные полотна, погружаясь в воспоминания и следую традициям своего стиля 90-х годов XIX столетия. Именно поэтому работам зарубежного периода характерны элементы гротеска и некоторой деформации образов (как это можно заметить в картине «Женский портрет», нач. 30-х гг).
Часть работ продолжает тему русских женщин («Женщина с шалью», «С гусями», «Золотистый платок», «Цыганка», «Продавец платков»), другие представляют собой серьезные портретные полотна ( «Предсказатель», «Старуха»).
Филлип Малявин создавал очередной портрет в Брюсселе, когда на Бельгию напала Германия, художника приняли за шпиона и арестовали, только чудом удалось доказать, что он не обманывает и действительно является художником, и его отпустили. Малявину пришлось пешком добираться до Ниццы, где его ждала семья. Измученный и заболевший Филипп Малявин добрался до Франции, где 23 декабря художник скончался в больнице. Для того, чтобы устроить похороны, дочери Малявина пришлось продать более 50 картин отца.
На выставке в Русском музее, впервые в Петербурге будет представлено 16 картин зарубежного периода творчества Малявина, это произведения из музеев и частных коллекций Москвы, Петербурга, Нью-Йорка и Швейцарии. Многие из них станут настоящим открытием для почитателей творчества художника.