Безусловно, они не знают России. Не пожили с наше. Им эти сцены русского быта, скорее, в диковинку, мол, посмотрите: и так люди живут, и я там был. Как они не могут понять и изнутри прочувствовать Россию, так и мы, русские, наверное, до конца не поймем выставку «Сила света: Нидерландские и фламандские фотографы о России». Но именно у них есть шанс подметить в глазах чужой страны и соринки, и бревна, с которыми мы свыклись и сроднились.
Гертьян Корнелиссен & Нэнси Остерманн. (Здесь и далее - снимки из каталога к выставке «Зарубежные фотографы о России. Том 1: голландские и фламандские авторы»).
Разумеется, впечатление юного рафинированного петербуржца вряд ли будет иметь общее с впечатлениями тех, кто смотрит на эти снимки в Екатеринбурге, Перми, Самаре, Твери… А ведь выставка поедет по городам! Молодым жителям двух российских столиц гораздо проще отнестись к экспозиции как к любопытному ассорти из паблика «Берёзка». Не знаешь, смеяться или плакать, но, в целом, любопытно, а главное, хорошо, что происходит далеко и не с тобой. Но именно нам, более-менее экипированным гаджетами, проводящим свободное время на крышабарах, поделившим пространство на четверти и разменивающим творчество на креатив, нам, привыкающим на быт смотреть сквозь модные фильтры, необходимо, хотя бы для разнообразия, взглянуть на свою страну с чужой точки зрения.
Чтобы сделать это, куратор Ирина Попова выбрала десять авторов, в прямом смысле «фанатеющих» от России, но небольшое помещение Музея истории фотографии работы всех десятерых вместить не смогло. В итоге, снимки семерых развешены на стенах, а работы еще трех фотографов остались пока что на страницах каталога. Из вступительного слова на презентации собравшиеся цепляются к неосторожно брошенной фразе о том, что «наша страна очень фотогенична». «То есть вы хотите сказать, что в реальности она выглядит еще хуже?», — смеются в зале. Кто-то со вкусом одетый замечает, что «нищета гораздо фотогеничнее, чем роскошь». Дискуссия в итоге сводится к выводу о том, что «мы такую выставку заслужили». А вот заслужили ли мы такую Россию?
Павел Прокопчик
Фактически съемки, результатам которых суждено было лечь в основу проекта, продолжались в течение последних лет 15-20, однако, как точно было подмечено на открытии экспозиции, по фотографиям нельзя уверенно сказать, сделаны они недавно или же двадцать лет назад. А, собственно, что на них? Полузабытые села, портреты заключенных на зоне, дети и старики из разных уголков страны… Нет, нельзя сказать, что Россия предстает на этих снимках исключительно нищей или категорически тоскливой. Впрочем, мы, скорее всего, согласимся с Бернардом Девульфом, написавшим о проекте Герта Йохемса – он посвящен Сибири – «Я не хочу в Сибирь. Я хочу к его фотографиям». Мы будем солидарны с тем, кто иронично высказал пожелание никогда не попадать ни в город Китеж, ни в другие места, так чудесно на этих фотографиях изображенные. Пускай нам захочется отстраниться от увиденного, но мы не сможем не оценить честности фотографов, их изобразительного мастерства, их неподдельного стремления к познанию мира без глянца, их внимательности к нам, лишенной всякого глумления, снобизма и осуждения.
Карл де Кейзер
Из предисловия Карла де Кейзера к книге «Зона»: «15-20 лет назад я читал Солженицына, так что у меня были очень мрачные представления о лагерях. Я думал о черно-белых изображениях, тёмных тонах, пытках. Но в реальности сам лагерь был похож на Диснейлэнд. <...> Так что я решил использовать цвет. Не думаю, что у меня была хоть малейшая возможность увидеть реальное положение вещей. Был один очень замечательный случай. Однажды я увидел теннисный корт. Я спросил, для кого это. Они ответили: для заключенных. Я попросил тогда посмотреть, как они играют. Их это слегка озадачило, но в итоге они нашли двух заключенных. Потом они полтора часа искали ракетки, и очень обрадовались, когда наконец их нашли. Но тогда я спросил у них про мячи, и после других полутора часов они не смогли найти ни одного мяча. Так что нам пришлось инсценировать игру без мяча, как сумасшедшим мимам».