Составят ли Агатовые комнаты конкуренцию Янтарной — пока неизвестно, но аншлаг после открытия Агатовые уже переживают.



Две пламенные головы

В приглашенном ею для работы в Царском Селе шотландском архитекторе Чарльзе Камероне Екатерина Великая оценила настоящую «голову, причем голову, воспламеняющую воображение». То же самое можно было бы сказать и о самой императрице. Так что здесь, на царскосельской почве встретились две «пламенные головы». А уж на создании Агатовых комнат не просто встретились — столкнулись. Амбиции императрицы, страстное желание создать нечто небывалое в любимой резиденции вступали в противоречие с немецкой экономностью и деловой подозрительностью. Первую же смету по строительству Холодных бань государыня приказала «укоротить», а ее повеление настелить в роскошном большом зале наборный пол, перевезенный из недостроенного особняка неожиданно умершего царского фаворита Александра Ланского, тоже, скорее всего, был продиктован не столько печалью по ушедшему возлюбленному, сколько разумной экономией. И всё равно роскошь интерьеров этих комнат поражает воображение даже сегодня, после реставрации.

Любительница минералогии, Екатерина не могла не отреагировать на открытие большого месторождения яшмы на Урале, причем яшмы особенной — красной, сочной, с прожилками кварца, называем «мясным агатом» за сходство камня с говядиной «в разрезе». Так комнаты, в украшении которых нет ни одного агата, и назвали агатовыми. Проект великого шотландца соединил в новых покоях императрицы его любовь к римским термам и и античным виллам. В роскошных и прохладных «яшмовых интерьерах» императрица проводила знойные летние дни: работала в кабинете, читала, принимала визиты в зале, подписывала бумаги и просто отдыхала после принятия ванн, каковые располагались тут же, только на первом этаже.


Кстати

Первое знакомство Екатерины Великой с Чарльзом Камероном началось с книги архитектора «Термы римлян» (Лондон, 1772 г.). Именно после этого, окруженная бурным барокко, Екатерина решила создать в Царском Селе архитектурную «греко-римскую рапсодию».

Можно считать создания Камерона первыми творениями классицизма на русской земле.


Разорители и реставраторы

Строил Агатовые комнаты Камерон (в постоянных обсуждениях и спорах с самой Екатериной) семь лет, а восстанавливали их специалисты Царскосельской янтарной мастерской три года. Пострадали великолепные интерьеры не раз за свою историю: сначала подразорил Царское Село Павел, перевозивший что возможно из не любимой им маменькиной «дачи» в свои Павловский и Михайловский дворцы. Затем растаскивала императорскую резиденцию, царапая штыками драгоценные камни и наборные паркеты, революционная братия. Но страшнее всего пришлось Агатовым комнатам в период немецкой оккупации: Екатерининский дворец немцы уничтожили за ненадобностью, Янтарную комнату разобрали и вывезли, а в Агатовых устроили хоть и не свинарник, но не лучше — что-то вроде фашистского клуба, объединенного с огневой точкой. Потому и купола комнат были разрушены артиллерийским снарядом, и камины наполовину снесены, и в плафонах застряли пули, а все, что было на высоте роста человека — яшмовые вазы, бронзовые барельефы и скульптуру, немцы просто отодрали, вынесли и вывезли при отступлении.

И хотя соблазн «восстановить все», был велик, но, когда у реставраторов дошли руки до Агатовых, а у Царского Села и спонсоров появились деньги (и немалые — 405 млн руб. суммарно) на работу, возрождать драгоценные интерьеры решили, сохраняя «патину времени», — не имитируя то, что утрачено, но консервируя и обновляя то, что сохранилось. И, по свидетельству реставраторов, восстановление началось вовремя — еще немного, и Агатовые были бы навсегда утеряны...


Цифры и факты

  • Всего восстановлено семь помещений: Большой зал, Овальный кабинет, Яшмовый кабинет, Агатовый кабинет, Кабинетец, Библиотека, Лестница. И, конечно, Висячие сады, соединяющие Холодные бани и легендарную Камеронову галерею.
  • Для убранства Агатовых комнат использовался мрамор и 25 тонн разноцветной яшмы.
  • Облицованные яшмой Агатовый и Яшмовый кабинеты на завершающем процессе шлифовали: выполняя полировку, до стеклянного блеска довели около 200 квадратных метров стен, наличников и карнизов.

Тени времени

И технология консервации и реставрации оказалась даже сложнее, чем возрождение Янтарной комнаты: каждый шаг требовал отдельного обсуждения, часто дискуссий. Долго решали, как поступить с мраморными каминами Большого зала: во время немецкой оккупации камины были утрачены, но сохранились аналогичные — в Александровском дворце. Копии рельефов создали, но не стали воспроизводить из в мраморе, подчеркнув «искусственность». А от несохранившихся фигур на каминных медальонах остались только силуэты — тени времени... Не стали «латать» и паркет Ланского в Большом зале — все нестыковки сохранились, утерянные детали условно заменили современными.

В удивительной красоты Яшмовом кабинете, оформленном разнообразными сортами уральской яшмы, на парусах фриза купола — рельефные женские фигуры с восстановленной позолотой, а вот бордюр потолка воссоздан лишь там, где его следы сохранились. Сохранилась одна флорентийская мозаика, украшавшая стены кабинета. Вместо утраченных пяти (из шести) яшмовых и порфировых ваз сегодня две подлинные, но сделанные в XIX веке. А вот подлинный столик из кабинета удалось вернуть: проданный после революции, он недавно появился на аукционе Сотбис и был «возвращен» в Царское Село... всего за 250 тыс. долларов США.

Не восстанавливали и утерянные аллегорические рисунки на плафоне Овального кабинета: обновили только сохранившиеся. А вот ветви в руках скульптур Большого зала восстанавливали, повторяя ручную работу старинных мастеров. И надо сказать, восстановленные детали ничем не отличаются от старинных. Видно, тени великого мастерства блистательного века и по сей день вдохновляют современных реставраторов.