Работы самых ярких представителей живописного и графического искусства прошлого века: Эрика Хеккеля, Эрнста Кирхнера, Пабло Пикассо, Эдварда Мунка, Оскара Кокошки, Эмиля Нольде, Амадео Модильяни и других западноевропейских мастеров, создавших картину целой эпохи, представлены в рамках уникальной эрмитажной выставки — «Шедевры искусства ХХ века из собрания Альбертины».
Оскар Кокошка «Лондон. Малый пейзаж на Темзе», 1926.
Несмотря на то, что экспозиция охватывает все многообразие значительных модернистских тенденций, кураторами выставки акценты были расставлены достаточно четко — Эрмитаж уже во второй раз за не столь долгий промежуток времени представляет работы одного из самых ярких течений в искусстве XX века — экспрессионизм. Вслед за выставкой немецких мастеров «Против света», проходящей в здании Главного штаба, классический интерьер Николаевского зала Зимнего дворца принял в своих стенах работы художников, для которых объединяющей и одной из главных идей в творчестве было показать мир, предварительно пропустив его глубоко через себя.
55 живописных и графических шедевров из собрания одного из старейших венских музеев было отобрано петербургскими кураторами для эрмитажной выставки, при этом, надо заметить, что выбор произведений немного удивил представителей самой Альбертины. Директор венского музея даже признался, что составил бы список иначе — тогда, можно предположить, что гости экспозиции бы не смогли насладиться малоизвестными картинами мировых художников, и впечатления от выставки потеряли бы свою прелесть. К счастью, этого не случилось...
Помимо основных лидеров экспрессионизма, оказавшихся в большинстве, здесь можно увидеть и три работы главного кубиста Пабло Пикассо, и полотно абстракциониста Франтишека Купки, и геометричного теоретика и практика Баухауса Иоханнеса Иттена, и выделяющуюся на фоне остальных своей мозаичностью, работу постмодерниста и постсимволиста Аугусто Джакометти.
Аугусто Джакометти «Мир», 1915.
Немецкое искусство было изначально достаточно экпрессивно и значительно отличалось от романской живописи; история двух Мировых войн только укрепила тенденции и взгляды приверженцев экпрессионизма, являющегося не столько течением, которое можно загнать в определенные рамки, сколько отражением переживаний жизни и себя. Главными героями из венской Альбертины в Эрмитаже стали участники художественного объединения экспрессионистов из Дрездена — «Мост» (Кихнер, Хеккель, Пехштейн, Шмидт-Ротлуф) и мюнхенский «Синий всадник» (в лице Явленского, Маке, Мюнтер, Капендонка).
«Мост» был основан в 1905 году, объединение просуществовало совсем недолго, художники периодически принимая или отпуская новых участников, все же окончательно разошлись уже в 1913 году, когда, по сути, собравшее их вместе художественное течение только получило официальное название — экспрессионизм. Первые и главные участники «Моста» в живописи были дилетантами, имея архитектурное образование, они самостоятельно познавали и открывали в себе талант к изображению своих мыслей на холсте, обычно начиная с графических работ. При всей непохожести этих людей объединило желание создавать неклассическое искусство, частично они черпали свое вдохновение в полинезийской культуре, что видно в пластике героев их работ, значительно реже в итальянском и французском искусстве.
Стремясь изобразить окружающий мир, художники отвергали все стандартное, а пытаясь добиться естественности — открывали в своих работах на редкость трудноисполняемые в жизни позы. Все внутри них боролось и создавало противоречие с действительностью. Прекрасно иллюстрируют это на выставке — «Лежащая женщина» Хеккеля, «Натюрморт с желтыми тюльпанами» Шмидта-Роттлуфа или «Обнаженная женщина» (Додо) Кирхнера: художники представляют женские фигуры в неудобном положении, создается ощущение, что героини не умещаются в рамки картин, однако тела моделей полностью диктуют форму пространства и распределение цветовых плоскостей. При всей скромности деталей и предметов, основную роль уверенно играет выбранная палитра. Это позволяет провести параллели, во-первых, сразу обратить внимание на еще несколько женских образов, созданных мастерами других художественных течений и представленных в рамках экпозиции — на удивительную работу французского живописца, участника группы художников «Наби», Пьера Боннара в картине «Портрет обнаженной в серых тонах, вид в профиль», на картину выдающегося немецкого портретиста Макса Бекмана «Женщина с кошкой» и наконец, вглядеться в притягательный, и одновременно пугающий своими пустыми глазами, образ «Молодой женщиной в рубашке» итальянского экспрессиониста Амадео Модильяни.
Восхищаясь венск. Источник: Восхищаясь венск. Автор: Восхищаясь венск
|
Восхищаясь венск. Источник: Восхищаясь венск. Автор: Восхищаясь венск
|
Эрнст Кирхнер «Обнаженная женщина» (Додо), 1909. | Амадео Модильяни «Молодая женщина в рубашке», 1918. |
Выставленные в одном пространстве работы мастеров разных идеалов и взглядов, начинают взаимодействовать между собой и обретать некоторые общие черты. Во-вторых (но вовсе не по значимости), следует сказать и об объединении «Синий всадник», созданном значительно позже «Моста», в 1911 году, Василием Кандинским и Францом Марком, его участники тоже задались целью освобождения от окаменелых традиций академизма в искусстве, и с неменьшими размахом и энтузиазмом использовали цвет в своих работах.
Экспрессионизм поддерживал антибуржуазное движение, а художники-экспрессионисты были в большинстве своем людьми с активной социальной и политической позицией. Участиники «Моста» стремились показать свой родной Дрезден с неожиданной стороны нежели это делали в литературе, когда город представляли только с парадной стороны, после чего еще в начале XIX века, он получил второе имя — «Флоренция на Эльбе».
В картине Кирхнера «На въезде в вокзал Лёбтау» особенно ощущается это вечное желание экспрессионистов показать предмет с другого ракурса, передать в нем свое настроение. Отличающийся своей нервозностью художник угрожающе изобразил здание вокзала, которое стало напоминать скорее средневековый замок, над ним повисло тревожное небо — волнующий сиреневый, глубокий зеленый, ленты железнодорожных путей — все это вызывает определенные эмоции у зрителя. В работе участника «Синего всаднике» Августа Маке — «Парусник на озере Тегеризее» также ощущается патриотично-лирическое настроение, воссозданное в отражении баварского озера; это же чувствуется в картине Генриха Капендонка «Лошади у озера». Несмотря на ужасы войны, которая настигла немецких художников, в удивительных пейзажах экспрессионистов ощущается любовь и тоска по родной земле. Хотя некоторые из знаменитых художников почти не видели мир, например, Кирхнер утверждал, что совсем необязательно путешествовать, достаточно жить в своей стране, а все, что следует видеть — у художника внутри.
Эрнст Кирхнер «На въезде в вокзал Лёбтау», 1911.
Хочется сказать и о навеянных Матиссом, наполненных перспективой и пространством работах Макса Пехштейна, и о фантастических цветочных натюрмортах Эмиля Нольде (трудно сходившегося с людьми, но тонко чувствующего акварель), и о телесной эмансипации и тишине вещей у Отто Мюллера. О создавших идилию своим геометрическим взаимодействием в Николаевском зале работах Иттена, Купки и Маке. О холодном «Зимнем пейзаже» Эдварда Мунка в сравнении с теплым «Зимнем солнцем» Нольде. О детском «Локомотиве с большим колесом» успешного графика и карикатуриста Лионеля Фейнингера в противовесе с никем «неувиденными» «Стаканом и яблоком» Пикассо, и о грустной улыбке «Пьеро» Жоржа Руо... и о десятке других шедевров, которые восполнят до середины января отсутствие обширной коллекции экспрессионистов в главной музейной сокровищнице Петербурга.
Эмиль Нольде «Зимнее солнце», 1908.
Хочется сказать, но лучше посоветовать самостоятельно увидеть!