Во времена Золотого века Голландии появился особый вид цветочного натюрморта — «ванитас», что означало «суета, тщеславие» и должно было отражать мимолетность и тленность жизни...
Всё прах и тлен...
Такие натюрморты могли называть учеными и подразделялись они на две вполне взаимосвязанные групп — «Vanitas vanitatis» и «Momento mori». «Суетные» натюрморты, в свою очередь, делили на три группы: прославление или осуждение власти и славы, процветание наук и искусств и, наконец, натюрморты на тему чувственных наслаждений.
А собственно мимолетность жизни должны были олицетворять на картинах живые или увядшие цветы и злаки, нежнейшие бабочки, ящерицы, а также «суетная» утварь, «избыточные» детали архитектуры или попросту черепа, песочные часы или музыкальные инструменты... Но главное на натюрморте, конечно, сами цветы: у каждого из растений, особенно цветущих, с давних времен было особое истолкование и символический смысл. Причем часто зависимый исключительно от воли заказчика: тюльпан, к примеру, мог означать мирское увлечение преходящими вещами, быть символом как любви, так и отказа... или просто изображать цветок, заказанный селекционером.
Дорого, хоть и недолговечно
Теперь заметим, что на нынешней выставке московская галерея «Модус Вивенди» представит 22 цветочных натюрморта кисти голландских и фламандских живописцев XVII – начала ХVIII столетия. Среди них не только полотна сверхдорогого голландца Яна ван Хейсума, но и работы мастеров знаменитого семейства Брейгелей: Яна Брейгеля Младшего, Яна Питера Брейгеля, Фердинанда Брейгеля. А также Яна Баптиста Босхарта, Гаспара Питера Вербрюггена Младшего, Гуальтериуса (Воутера) Гисартса, Яна Филипа ван Тилена, Петера Кастелса III, Мишеля Джозефа Спекаерта, Эгидиуса Нейманса и даже фламандских женщин-художниц Алиду Витхоос и Якобу Марию Троост ван Никеле и других.
И более того — «мертвую природу», то бишь натюрморты окружают на нынешней выставке живые цветочные композиции. Несмотря ни на что, с голландскими тюльпанами. И не только посмотреть — полюбоваться, но и расшифровать непростой язык цветочной символики.
Язык цветов