Выставка, посвященная Николаю Заболоцкому, готовилась с особым трепетом: на нынешний год выпали две даты — 110-летие со дня рождения поэта и 55 лет со дня его смерти. И еще одна, не «паспортная»: 75 лет назад из дома на канале Грибоедова, где сейчас располагается музей, из квартиры №45 поэта увезла «Черная маруся»...

«Писательский недоскреб»

Этот дом, один фасад которого смотрит на канал Грибоедова, а другой — на Малую Конюшенную, с виду ничем особенно не примечательный, большинству петербуржцев известен как Писательский дом. В 1930-е его надстроили на два этажа специально для писательского кооператива, кто-то из шутников и прозвал его за эту надстройку «писательским недоскребом». В разные годы в доме жили Михаил Зощенко и Евгений Шварц, Вениамин Каверин (его сын женился на дочери Заболоцкого) и Ольга Форш, Юрий Герман и Всеволод Рождественский, Борис Томашевский и Вера Кетлинская, Михаил Козаков, отец знаменитого актера, и Борис Корнилов... Подолгу у Томашевских гостила Анна Ахматова. Жил здесь и любимец миллионов — артист Сергей Филиппов со своей женой Антониной Голубевой, автором книги «Мальчик из Уржума». Что ни имя — то эпоха. Даром что ли еще в 1934-м в одной ленинградской газете появилась карикатура: дом лет этак через 50, весь увешанный мемориальными досками.

Тем не менее в 30-40-е знаменитые жильцы как и большинство советских людей по ночам замирали в ледяном ужасе, услышав шаги на лестнице, — аресты случались здесь регулярно. Арестованы и расстреляны были автор песни «Нас утро встречает прохладой» поэт Борис Корнилов, поэт-обэриут Николай Олейников, переводчик и критик, «блистательный острослов» Валентин Стенич... Кому-то «повезло» больше: того же Зощенко «только» обвинили в антисоветизме, исключили из Союза писателей.

«В жилищах наших, справляя жизнь...»

Писательский дом так и вошел в неофициальную историю Ленинграда-Петербурга под этим названием, хотя именитых жильцов его уже давно нет на свете, но остались дети, родственники, некоторые до сих пор живут здесь. 20 лет назад открылся музей-квартира Михаила Зощенко. Эта экспозиция шесть лет назад основой для литературного музея «ХХ век». В его фондах — книги, рукописи, фотографии, архивы и фотоархивы, личные вещи знаменитых обитателей дома, многие бесценные экспонаты подарены наследниками. Приобретены архив писателя Ливаневского, интересный тем, что там много свидетельств писательской жизни Ленинграда 30-70-х годов, архив поэта Авраменко, в котором нашлись, в частности, письма Ольги Берггольц и Константина Симонова.

Уникален фонд книжной графики, основу которого составили работы ленинградских художников Пахомова, Кожина, Морозова, Васнецова к книгам ленинградских писателей... Вот только увидеть все это проблематично: площадей у музея очень мало, даже фонды теснятся в небольшом помещении дирекции на Владимирском проспекте. На помощь приходят другие музеи, предоставляя свои площадки. Отрадно, что выставка, посвященная Заболоцкому, целый месяц будет работать на «родной» площадке.

«Густое пекло бытия»

У Николая Заболоцкого в Ленинграде было три официальных адреса, последний — в Писательском доме. Не признавший обвинений в контрреволюционной пропаганде, поэт все же получил четыре года лагерей. Отбывал сначала в лагере недалеко от Комсомольска-на-Амуре, потом — в Кулундинских степях на Алтае.

«Свидетели» тех лет — лагерные вещи: чертеж, выполненный Заболоцким, который благодаря способностям чертежника, был направлен в проектное бюро при лагере, рукописный русско-армянский разговорник, его поэт составил под руководством лагерного приятеля-армянина, они наравне с другими личными вещами (очки, перо, штопор, деревянная рамка, где поэт хранил фотографии жены и дочери)...) представлены в экспозиции. Готовальня — лагерная мечта, оказавшись на свободе поэт при первой же возможности и приобрел в магазине роскошную готовальню.

Рукописи, записные книжки, фотографии — большинство этих экспонатов выставлены в специальных планшетах прямо на лестнице Писательского дома, картотека, которую поэт составил, работая над переводом «Слова о полку Игореве», книги, в частности «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели — за перевод, сделанный Заболоцким, руководство Грузинской ССР наградило поэта специальным дипломом и подарило портрет грузинского классика.

Экспозиция лишена показного пафоса, совсем «не датская», но очень насыщенная. Прикосновение — визуальное, разумеется, — к этим символам «густого пекла бытия» невольно вызывает в памяти другие строки «из Заболоцкого»:

Теперь уж им, наверно, легче, Теперь все страшное ушло,
И только души их, как свечи, Струят последнее тепло.