В Русском музее открылась выставка основоположника супрематизма, художника, широко известного благодаря своему «Черному квадрату»,  и в то же время понятного далеко не каждому. Экспозиция, расположившаяся в нескольких залах корпуса Бенуа, позволяет проследить короткий жизненный, но долгий творческий путь мастера до и после знаменитого полотна.

«Автопортрет», 1933.

Новаторство формы

Довольно часто мы слышим высказывания — «нет ничего особенного в его "Черном квадрате"» или «повторить такое может чуть ли не каждый, причем не обладая при этом особым талантом». Однако, подобные суждения вызваны обычно исключительно тем, что критикующему зрителю недостаточно хорошо знаком почерк художника, не совсем понятны его творческое видение и замыслы, которые в своей философии выходят далеко за рамки понятия художественного стиля.

Возможность погрузиться в мир Малевича представляет выставка, организованная Русским музеем — «Малевич. До и после квадрата». Особенность экспозиции раскрывается уже в ее названии: здесь собраны работы составляющие тот сложный путь, который  художник прошел от супрематизма и квадратов к фигуративному искусству.


«В творчестве Малевича, с начала и до самого конца, проходит одна линия – идея о космосе и его взаимодействии с человеком, — рассказывает заместитель директора Русского музея по научной работе, Евгения Петрова. — «В супрематических чертах он пытается выразить человеческое существование, но в невесомости, во вселенной, потому что человек является ее частью. Это мы и хотели показать нашей выставкой, ее построением. Чтобы посетитель увидел в творчестве Малевича не только «Черный квадрат», но и великого художника, предложившего миру другой язык, у которого большое будущее».


Действительно, после «квадрата», Малевича смело можно назвать своеобразным родоначальником дизайна. Картина, ставшая настоящим символом художника, дала импульс к упрощению форм, другому менталитету, иной психологии.

Герои и образы

«Спортсмены / Супрематизм в контуре "Спортсменов"», 1930-1933 гг.

В  абстракции Малевича кроется своеобразный подход, у него свои отношения с искусством. Художник не уходит от супрематизма, а обновляет его, пытается быть ближе к жизни, но не занимается ее копированием. Яркими тому примерами служат работа «Девушки в поле», где есть и поле и девушки, только они «по-малевичевски» геометричны,  герои полотна «Спортсмены», или точнее, «Супрематизм в контуре "Спортсменов"» — предстают как некие обобщенные человеческие образы, поэтому и безлики. А в картине «Скачет красная конница» для художника главным стало изобразить не коней, а  движение, его образ, свободу, поэтому и сами кони тут символичны, как таковых — их нет, можно разглядеть лишь мелкие животные фигурки.

«Скачет красная конница», 1928-1932 гг.

В начале 20-х годов Малевич регулярно обращался к религии, он писал о частых посещениях церкви, после которых пришел к выводу, что между церковным институтом и государственной системой много общего — и там и там есть мученики и есть святые. Поэтому и крестьянская тема у художника тоже звучит иначе: один крестьянин оказался на кресте, другой — на фоне неба с самолетами и девушек, работающих в поле.


«Эти два крестьянина – один и тот же образ», — объясняет Евгения Петрова. – «Но это и две ипостаси человека, один из которых проходит через духовное, а второй – через материальное. Благодаря подобным метафорам и раскрывается истинный Малевич. Конечно, художник прекрасно мог бы изобразить все в натуралистическом виде, однако он создает целый цикл о крестьянах без лиц или с белыми, красными и черными лицами. Многие из его современников говорили, что в этом чувствуется состояние крестьянства, в котором оно находилось в 30-е годы».


Свое солнце

Естественно, выставка в Русском музее не могла ограничиться только художественными полотнами, один из залов посвящен реконструкции оперы «Победа над солнцем», уже не раз отметившей в этому году свой круглый юбилей. Именно в декорациях к постановке впервые появился знаменитый «Черный квадрат». Тогда, сто лет назад, вместе с авторами оперы, Михаилом Матюшиным и Алексеем Крученых, Малевич попытался уйти от «салонной» пошлости, существовавшей в искусстве того времени, выразить свои  идеи через музыку, текст и эскизы декораций. Черный квадрат, помещенный на занавесе, олицетворял солнце в его негативной ипостаси — не красное и круглое, а черное и квадратное. Тем самым, разрывая его в конце, авторы побеждали обыденность.

Реконструкцию оперы на выставке представил московский продюсерский центр Стаса Намина, а костюмы и декорации воссоздали студенты петербургской Академии им. Штиглица. Сегодня текст «Победы над солнцем» не теряет своей актуальности, поэтому стоит задержаться в зале реконструкции, хотя бы на 10 минут, и прочувствовать ту особую атмосферу, которая царит в полутемном помещении. Здесь зрители могут занять места напротив установленного экрана, и совершить небольшое путешествие в прошлое.


Масштабная экспозиция впечатляет: кого-то привлекут «Крестьянские девушки» художника-авангардиста, кого-то — реалистичный «Автопортрет», а кто-то попытается разгадать загадку «Черного квадрата». А результат в обобщенном смысле получится один — каждый откроет своего Казимира Малевича. Хотя и тут возможны варианты...