Требовательной петербургской публике представили 52 прижизненные литографии из библейского цикла Шагала, одного из самых известных творцов художественного авангарда XX века, выставка так и называется  — «Марк Шагал. La Biblie».

На творчество мастера повлияли многие художественные течения, начиная от православной иконописи и русского лубка до кубизма и фовизма, возможно из-за этого причислить его работы к одному определенному стилю нельзя.

«В Санкт-Петербурге редки выставки именно графики, — говорит Костерина Ирина, искусствовед, куратор Арт-центра в Перинных рядах, — тем более настолько полные и логически выстроенные. Да, и сама фигура Марка Захаровича весьма интересна. Организовать выставку было достаточно сложно, так как все экспонаты были предоставлены частными коллекционерами из Европы. Этикетки, сопровождающие картины, представляют собой цитату из Библии в Синодальном переводе с краткими сведениями о персонажах на изображении. Шагал точно иллюстрировал текст, поэтому найти соответствующие главы было достаточно легко».

Религия в жизни художника еврейского происхождения занимала особое, пожалуй что, основополагающее место. Священное писание было для Марка Шагала с детства настольной книгой, а жизнь юного мастера была насыщена еврейскими традициями, обрядами и праздниками. Каждую субботу в его доме читались молитвы и зажигались свечи, вся семья, в которой кроме Марка было еще семь детей, отправлялась в синагогу.


«С ранней юности я был очарован Библией. Мне всегда казалось, и кажется сейчас, что эта книга является самым большим источником поэзии всех времен. С давних пор я ищу ее отражение в жизни и искусстве. Библия подобна природе, и эту тайну я пытаюсь передать», — писал Шагал в предисловии каталога к открытию музея «Библейское послание» в Ницце в 1973 году.


Религиозные сюжеты встречаются у Шагала в творчестве ранних лет, это и «Адам и Ева», «Каин и Авель». Но серьезно подходит к этой теме художник лишь в начале 30-х годов, когда ему поступает заказ на изготовление иллюстраций к Ветхому завету от известного французского издателя Амбуаза Воллара. Шагал приступает к работе со всей серьезностью и для глубинного погружения в тему путешествует по Палестине, Сирии и Египту, совершает своего рода паломничество по святым местам Ветхого Завета. Художник использует литографическую технику для этого проекта, которой наряду с техникой офорта, сухой игры, акватинты и ксилографии обучился в 20-х годах в Германии под руководством известного гравера Германа Штука. Но закончить иллюстрации художнику удалось лишь после Второй Мировой войны, в 50-е.

В просторном зале «Перинных рядов» представлено 40 оригинальных прижизненных оттисков, а так же 12 эскизов витражей из серии «Окна Иерусалима», созданных в 1960-62 годах для синагоги при госпитале Иерусалиме. В центре зала на полу проекция одного из церковных стекол, фоном звучит музыка, напоминающая хорал.

Полукруглая стена выставочного пространства оформлена размытым рисунком, в чертах которого угадывается Монмартр и Мулен Руж, достопримечательности Парижа, где художник прожил большую часть своей жизни. Несмотря на свою национальную принадлежность и детство, проведенное в Витебске, Марк Шагал всегда считал себя русским художником, и даже прожил несколько лет в Петербурге. Здесь он занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, возглавляемой Николаем Рерихом.


После «Марк Шагал. La Biblie», уже в 2014 году, в арт-центре откроется фотовыставка «100 чудес света». Также в планах галереи экспозиция графических работ Сальвадора Дали.