Повезло нам в наступающем году — это точно! В Год Лошади будем скакать галопом, бить копытом, ржать, как конь, но и работать придется, как лошадь. Подготовимся к грядущим радостям и испытаниям, прогулявшись по нашему городу, который с полным правом можно назвать «лошадиной столицей».

«Вот эта улица, вот этот дом»

Главная лошадиная улица Петербурга, конечно, Конюшенная. Причем не одна улица — две, Большая и Малая. А к ним еще и площадь. Тоже Конюшенная. Именно здесь, в сердце города, еще в 1720-1723 годах построили Конюшенный двор или придворные конюшни, идея которых возникла у Петра I во время поездки во Францию, где он увидел королевский дворец и конюшни к нему на 300 лошадей, с манежем и помещениями для карет. Тогда Мойка была фактически границей города, место для лошадей было много, проточная вода рядом — здесь, недалеко от Зимнего дворца, и построили по проекту архитектора Гребеля при участии зодчего Земцова Конюшни, оснастив их даже современной паровой машиной. Позже, после перестройки, в первом этаже Конюшенного двора разместились мастерские, во втором — квартиры чиновников Придворно-конюшенного ведомства.


Кстати
С 1898 по 1903 год пятикомнатную служебную квартиру в здании на Конюшенной площади занимал служивший по Придворно-конюшенному ведомству будущий глава независимой Финляндии барон Маннергейм.


«Вчерашний день, часу в шестом, зашел я на Сенную...»

Знаменитая петербургская площадь, «чрево Петербурга», в прошлом была местом торговли не только второсортной китайской продукции, но и всего необходимого для коней — в первую очередь, сена. Потому и называется она Сенной.  Здесь торговали сеном, соломой, дровами. Потом площадь «приросла» замечательным храмом Успения Богородицы и... дешевым рынком. Первую разрушили в советские времена, а вот от второго не избавиться до сих пор. «Лошадиный след» на нынешней Сенной, однако, тоже остался: это, во-первых, новые скамейки в виде тележных колес, а во-вторых, лошадиная поилка, которая изредка летом даже включается. Конечно, не для коней, а для прохожих. Вторая такая конная поилка есть за Казанским собором.


Возвращение?
На Сенной в последнее время выросло несколько торговых центров, а вот легендарный Спас на Сенной, к которому приходил, как мы помним, еще Родион Раскольников, чтобы покаяться перед всеми людьми, никак не могут восстановить!


«Кони сытые бьют копытами...»



Есть в нашем городе и Конная улица — в районе старого Невского проспекта и Исполкомской улицы. Когда в XVIII веке здесь была окраина города — именно на этой территории открыли Конный рынок или конный торг. Уже потом на месте торга построили двухэтажный рынок, по традиции назвав его Конным. А потом Конной стала и улица. А рынок закрыли уже в середине XX века. Была у этой улицы и «тезка» на Петроградской стороне. Сегодня от нее остался только Конный переулок в районе Кронверкского проспекта и Малой Посадской. Но лошадьми здесь, что называется, и не пахнет...

Эх, прокачу!

Хороший человек — лошадь! Однако извозчик ей всё-таки не помешает. Особенно в столичном Питере. Известно, что питерских извозчиков звали «ваньками». Носили «ваньки» мужичий синий армяк до пят, клеенчатую шляпу, а зимой — меховую, с квадратным суконным, а то и бархатным верхом. Главное в костюме извозчика... пояс! Тут уж каждый «лошадиный управленец» проявлял изобретательность: у кого пояс узорчатый, у кого — вышитый, у кого разноцветный. А еще одна, как ныне говорят, извозчичья «фишка» —  зазвать прохожего: «Поедем, барин!» или «Резвая лошадка — прокачу», а то и просто «Эх, прокачу!» И, конечно, каждый «ванька» понимал, что вот у него — элитный транспорт, а ломовой извозчик — черная кость. Но и ломовые (извозчики груженых саней и телег) не уступали. «Гужееды!» - с презрением бросали они через плечо «ванькам».


Астроном на облучке
В конце XVIII века открыли специальные курсы повышения квалификации извозчиков, на которых в течение 2,5 лет обучали географии Петербурга и окрестностей, французскому языку, управлению лошадьми, новой извозчичьей таксе, хорошим манерам и... астрономии! Этой премудрости учили ночных извозчиков.


В Манеж — на тюремную выставку



Конных манежей в столице, понятное дело, было немало: и на Васильевском острове, и на Исаакиевской площади. Но Манеж на Манежной площади, недалеко от Невского проспекта и Малой Садовой. Собственно манеж здесь появился как дополнение к конюшням при Михайловском дворце, построенном для Павла I. А некоторое время, в середине XIX века, рядом с Манежем располагалось еще и деревянное здание цирка Чинизелли. Здание цирка потом перенесли ближе к Фонтанке, а в Манеже организовали выставочный зал, где в 1887 году прошла выставка Русского общества птицеводства, в 1892 году — Всероссийская пожарная выставка и съезд пожарников, затем гигиеническая выставка, выставка Императорского общества садоводства. А в 1898 году здесь, в Манеже, провели... тюремную выставку.

От кареты до ракеты



Конюшни и конюшенные корпуса были при всех дворцах и особняках. Так, сохранился Конюшенный корпус Елагиноостровского дворца, где сегодня располагается выставочный зал. А в здании бывших Дежурных конюшен Екатерининского дворца ГМЗ «Царское Село» сегодня открыта выставка «Придворный экипаж XVIII - начала XX века», где представлены 24 императорских экипажа работы известных русских и западноевропейских мастеров XVIII-XIX веков.

«Каретную коллекцию» начали собирать еще при императоре Александре II, открывшем Придворно-конюшенный музей (задуманный еще при императоре Николае I!). А в Царском Селе кареты пережили даже ленинградскую блокаду. Сегодня здесь можно увидеть парадные кареты, участвовавшие в коронационных церемониях Императорского двора, фаэтоны, кабриолеты, сани... Огромные золоченые кареты императрицы Екатерины II, сделанные знаменитым петербургским каретным мастером Иоганном Конрадом Букендалемва, карета, принадлежавшая императрице Марии Федоровне, супруге Александра III, десятиместные сани для катания фрейлин императрицы Екатерины II. И даже та карета (точнее то, что от нее осталось) Александра II, в которую бросали бомбы на месте гибели императора — на набережной Екатерининского канала.


А также:
В фондохранилище Государственного Эрмитажа в Старой Деревне есть Зал карет, созданный специально для эрмитажного собрания экипажей. Здесь можно увидеть и карету-визави, подаренную И.И. Бецким Екатерине II, и парадную карету (мастера Ивана Яковлева), изготовленную для въезда придворных дам в Москву по случаю коронации Александра II в 1856 г., и многие другие экипажи, в которых впрягали, естественно, коней.
Кстати: «эгоисткой» называли узенькие дрожки или сани на одного седока.


Momento Mori

Недалеко от северной границы царскосельского Александровского парка, на территории бывшего зверинца, еще во времена Николая I обустроили Пенсионерную конюшню для лошадей, уже не способных к службе, но доживавших свой век. А за конюшней устроили и кладбище, где мраморные плиты указывали места погребения любимых царских лошадей. Здесь были захоронены Лами — конь, бывший с Императором Александром I в Парижском походе, Флора — конь, носивший на себе Императора Николая I под Варной, Коб — конь, на котором объезжал войска Царь-Миротворец Александр III, и многие другие.

И хотя в советские времена уникальный «лошадиный мемориал» сильно пострадал, его постепенно восстанавливают. В том числе и на зарубежные пожертвования: так, инициатором сбора средств во Франции был журналист Жак Луи Гуро., знакомый с представителями династии Романовых.


События

До 9 февраля / Петербургский музей кукол
«Эх, прокачу!» (Лошади, верблюды и иже с ними...)

В Музее кукол решили, что несправедливо новогоднюю выставку посвящать только лошадям: ведь и верблюд — лошадь! Конечно, если он в пустыне. Более сотни экспонатов — это всевозможные куклы и сувениры: войлочные, из папье-маше, дерева, текстиля, пластика, металла и других материалов.

Большая часть выставки — куклы-лошадки, созданные в детских художественных студиях Петербурга. А также фигурки верблюдов из собрания петербургского коллекционера, преподавателя Академии Театрального искусства Татьяны Слёзиной.

14 января / Большой театр кукол / Кукольный спектакль
«Холстомер»

Увы, но знаменитого «Холстомера» БДТ мы теперь можем увидеть только в записи. А его младший брат поселился в театре кукол. Спектакль Руслана Кудашова, как всегда, непростой — и для детей, и для взрослых. Это не только инсценировка рассказа Льва Толстого, но и история спасения души. Как сохранить милосердие и духовность в жестоком и бездуховном мире? Об этом размышляют создатели спектакля «Холстомер», главным героем которого станет сначала жеребенок, а потом — конь.



Помните, как герои фильма «Невероятные приключения итальянцев в России» искали в Ленинграде «клад подо львом»», на каждом  шагу натыкаясь на статую льва или барельеф с изображением хищника? Между тем, в петербургской архитектуре  анималистическая тема львами не исчерпывается.

Что: Медный всадник | Где: Сенатская площадь



Официальный символ города имеет лишь три точки опоры: задние ноги коня и хвост змеи. Петр I изображен на любимом жеребце, которого звали... женским именем Лизетта, якобы в честь особы, с которой у царя был роман. Медным памятник стали называть после выхода поэмы А.С. Пушкина, которая, в свою очередь, послужила источником для многочисленных легенд. Говорят, что по ночам бронзовый конь сходит с постамента и всадник устремляется на обход своего города.

Во время войны 1812 года Александр I приказал вывезти памятник из города, но князь Голицын пересказал ему сон некоего майора Батурина, в котором Петр на коне сошел со своего постамента, явился в императорскую резиденцию и, пожурив Александра за плохое правление, пообещал: пока он стоит на Сенатской площади, город будет защищен от врагов. Царь тут же отменил свое указание. Кстати, и в годы блокады памятник не маскировали: настолько сильна была вера в его магическую силу.  

Что: Кони Клодта — композиция «Укротители коней» | Где: Аничков мост



У клодтовских коней был реальный прототип — арабский рысак Амалатбек. Дочь Петра Карловича помогала отцу в создании эскизов: оседлав коня, ставила его на дыбы, а скульптор делал рисунки. Интересно, что кони, которые «смотрят» в сторону Адмиралтейства, подкованы, а кони, «смотрящие» в сторону площади Восстания, подков не имеют. По одной из версий связано это с тем, что в XVIII веке на Литейном проспекте располагались кузницы. Поэтому, от кузниц «идут» подкованные лошади,  а к кузницам — неподкованные.

Рассказывают, что как-то следующего по Невскому во главе кавалькады Николая I обогнал на своем коне Клодт, нарушив тем самым придворный этикет. Все ожидали царского гнева. Но процессия оказалась в этот самый момент на Аничковом мосту, и император негромко сказал: «За этих — прощаю!»

Что: Колесница Славы | Где: Арка Главного штаба



Триумфальная колесница считается самым большим памятником Петербурга: высота коней — три метра, высота богини Победы — десять метров, при развороте по фронту — почти 16. Проект Карла Росси, одобренный Александром I, предполагал, что на крыше арки будет установлена композиция из двух женских фигур с воинскими атрибутами и гербом государства. Но взошедший на престол Николай I решил придать арке большую помпезность и предложил установить римскую триумфальную колесницу, в которой крылатая богиня Славы следовала бы прямо ко дворцу. Что и было сделано скульпторами Пименовым м Демут-Малиновским.

Что: Квадрига Аполлона | Где: Александринский театр



Аполлон, сын Зевса и покровитель искусств, стоит в несущейся (если присмотреться, то покажется, что прямо на вас)нарядной колеснице с изображениями муз, запряженной четверкой лошадей. В правой руке Аполлон держит лавровый венок, в левой – кифару. Скульптурная композиция, расположенная на аттике здания, давно уже является символом театра, названного в честь супруги Николая I Александры Федоровны. Про театр есть немало легенд. Рассказывают, что в знаменитом своими коридорами и лестницами здании однажды заблудился и несколько часов бродил … главный режиссер Леонид Вивьен, проработавший здесь ни много ни мало 30 лет.   

Что: Кони и Диоскуры | Где: ЦВЗ «Манеж»

У входа — скульптуры из белого мрамора. Двух вздыбленных коней усмиряют обнаженные юноши — Диоскуры, такое прозвище получили мифологические близнецы Полидевк и Кастор, принимавшие участие в героических событиях. Во время строительства Исаакиевского собора духовенство посчитало присутствие обнаженных фигур непристойным, скульптуры перевезли в конец Почтамтской улицы, где они простояли более 100 лет и лишь в 1954-м их вернули на место.

Любопытно: если мысленно коней опустить на четыре ноги, то они окажутся значительно меньше своих укротителей. Кстати, над центральным входом имеется барельеф с изображением конных соревнований.  

Что: Колесница Победы | Где: Триумфальная арка Нарвских ворот



Одна из первых значительных работ Петра Клодта в Петербурге. Вставшей на дыбы шестеркой лошадей управляет богиня Ника с символами мира в руках — лавровым венком и пальмовой ветвью (скульптор - С. Пименов). Между прочим, поначалу арка была выполнена из алебастра и дерева и стала довольно быстро разрушаться. Так что пришлось ставить новые ворота из кирпича, сохранив все детали проекта Кваренги, а скульптуры были отлиты на Александровском литейном заводе.

Что: Памятник Александру III | Где: двор Мраморного дворца

Тяжелая лошадь с короткими хвостом, грузная фигура седока. Про памятник его автор Паоло Трубецкой говорил: «Я изобразил одно животное на другом». Судьба скитальческая. Стоял на Знаменской площади (пл.Восстания), в 1937-м убран в запасники, в 39-м передан Русскому музею, перемещен в Михайловский сад. Тогда же появилась шутка — «узник Русского музея». Установлен у Мраморного дворца лишь в 94-м. До революции про памятник в  ходу была шутка: «Стоит комод. На комоде — бегемот. На бегемоте — обормот». Николай II, говорят, собирался его «сослать в Сибирь». В 1927 году на гранитном пьедестале было высечено четверостишие Д. Бедного: «Торчу здесь пугалом чугунным...».  А вопрос о переносе и сейчас нет-нет да возникает.

А также: Фасад служебного корпуса дворца декорирован скульптурным фризом (длина 70 метров) — барельефом «Служение лошади человеку»работы П.Клодта. Изображены 39 человеческих фигур и 33 лошади, сцены охоты, парадного выезда вельможи, военных баталий.

Что: Памятник Николаю I | Где: Исаакиевская площадь

Творение П. Клодта знаменито тем, что держится всего лишь на двух точках опоры — задних ногах вставшего на дыбы коня. Именно уникальность инженерной работы помогла спасти памятник от сноса в 1930-х годах. Пьедестал украшен аллегорическими женскими фигурами Мудрости, Силы, Веры и Правосудия, которые имеют портретное сходство с женой и дочерьми Николая I, а на бронзовых барельефах изображены самые важных события правления царя.

Наблюдательные горожане сразу же заметили, что памятник смотрит в ту же сторону, что и Медный всадник, и разделяет их только Исаакиевский собор. На следующий день после открытия на памятнике Николаю появилась надпись «Не догонишь», а горожане шутили: «Дурак умного догоняет, да Исаакий мешает».

Что: Памятник Петру I | Где: у Михайловского замка



Он  должен был стать первым конным памятников в России, но Медный всадник опередил. История создания длилась на протяжении... всего XVIII века. Для создания памятника в 1716 году был приглашен итальянец Растрелли. В работе над эскизами принимал участие сам Петр I. Но при жизни императора закончить памятник не удалось. Потом и скульптор ушел из жизни, работу продолжил его сын, но Елизавета Петровна сослалась на отсутствие денег, а сменившей ее Екатерине II памятник и вовсе не понравился и она отправила его на склад Канцелярии строений.

И только во время правления Павла I памятник установили перед Михайловским замком. На постаменте новый император приказал сделать надпись: «Прадеду правнук 1800». Считается, что если потрогать копыто коня или ботфорд Петра I на барельефе «Полтавская битва» — быть удаче. А еще памятник называют «Конь с ногой человека», мол,  если смотреть сбоку, то левая передняя нога коня напоминает ногу мужскую.  

Что: Памятник Александру Невскому | Где: площадь Александра Невского

Один из памятников нового времени. Открыт в 2002 году в честь покровителя Петербурга, полководца князя Александра, названного Невским за победу над шведами в Невской битве в 1240 году. Композиционно он перекликается с Медным всадником  —  обе  скульптуры  восседают на коне с вытянутой рукой. Впрочем, именно за эту руку в народе памятник и прозвали «регулировщиком».

Что: Памятник Чапаеву | Где: перед зданием Военной академии связи, Политехническая улица

Скульптурная композиция, во главе которой на великолепном скачущем коне, с обнаженной саблей ведет в наступление революционных солдат легендарный полководец, уникальна тем, что была установлена в дни блокады, зимой 1942 года. Правда, образ Чапаева скульптор Манизер несколько поэтизировал, как известно, комдив всем коням предпочитал автомобиль. Позировал автору памятника сын Чапаева.


Через расположение белых едет телега с крестьянкой. Белые задерживают.Крестьянка объясняет, что едет в соседнее село. Пропустили. Телега прибывает в расположение красных и подъезжает к штабу. Навстречу выходит Фурманов. Крестьянка снимает косынку.
— Петька! - восхищенно кричит Фурманов. — Ну ты и замаскировался, молодец!
— Я-то что, — скромничает Петька, — Вы лучше Василия Иваныча распрягите!


Что: Морские коньки | Где: Благовещенский мост

Первый постоянный мост через Неву украшают массивные и одновременно словно воздушные, ажурные перила, спроектированные архитектором Александром Брюлловым. В центре каждой секции — символы водной стихии: трезубец Нептуна, раковина и два гиппокампа — морские коньки с изогнутыми шеями и копытцами-ластами.

А также: Морской крылатый конь на улице Савушкина, 83. Фонтан c оригинальной скульптурой установлен несколько лет назад.

Что: Мальчик-кентавр | Где: у входа в Дом кино



Бронзовая скульптура выполнена по рисунку юной художницы Нади Рушевой. Девочка нарисовала кентавренка с венком в 1966 году, через несколько лет  трагически ушла из жизни. А Кентавренок вот уже несколько лет является символом Международного кинофестиваля «Послание к человеку», победители которого получают призы — статуэтки кентавров.  


В 1911-1912 годах на Исаакиевской площади, 10 для посольства Германии по проекту немецкого архитектора П. Беренса было перестроено одноэтажное здание. Но началась первая мировая война и по городу пронесся слух, будто бы в стоявшей на крыше посольства скульптуре, изображающей лошадей и двух юношей, спрятаны шпионские передатчики. Тут же нашлись смельчаки, забравшиеся на крышу и сбросившие скульптуру на землю.


Что: Конка | Где: у станции метро «Василеостровская»



Дань старине: ведь когда-то трамваи передвигались по городу с помощью тягловой силы — лошадей. Оттого и называли его конкой. А первые конки как раз и курсировали между шестой линией Васильевского острова и Адмиралтейской площадью. Памятник замечателен тем, что конка у метро выполнена по оригинальным чертежам и в натуральную величину.

Что: Дом «с конями» | Где: Коломенская улица, 45

На фасаде здания, где когда-то помещалась конюшня, а позже была открыта одна из первых в городе ветеринарных лечебниц, — два чугунных горельефа лошадиных голов. Отлиты во второй половине XIX века и, по мнению специалистов, имеют несомненную художественную ценность. Некоторое время назад одну из голов украли. Пришлось отливать копию.

Про лошадей на доме писал В. Нестеров в книге «Львы стерегут город»: «Усталый взгляд больших добрых глаз и длинная спутанная грива правдиво передают облик лошади-труженицы».