Уже-уже-уже на носу новогодние праздники. Пройдет пару деньков после Нового года и родители подумают о том, куда повести своих детей, а дети – куда родителей. В классическом наборе выставочных залов типа Эрмитажа и Русского музея не стоит забывать про Музей Достоевского, тем более, есть повод: именно там открылась выставка костюмов героев Федора Михайловича — «Карнавал героев Достоевского».

Музей Достоевского проникнут особым пиететом, как со стороны петербургской публики, так и со стороны иностранцев. Какой образованный человек не знает великого русского писателя и его героев? Родион Раскольников, Иван Карамазов, Николай Ставрогин, Старуха-процентщица, князь Мышкин, Настасья Филипповна — (список можно продолжать бесконечно) кажется, по этим именам можно изучать человеческую психологию с ее многочисленными оттенками характеров, личности и патологии. Наверное, именно поэтому романы Достоевского не дают покоя ни театральным постановщикам, ни их коллегам кинорежиссерам.

Известную драматичность своих героев, а также характеристику их личности писатель подчеркивал в костюмах, которые он выписывал с необыкновенной тщательностью. От этого и отталкиваются художники, принимающие участие в городском празднике «День Достоевского», который проводится в Петербурге уже четвертый год (на 5 июля 2014 года намечено очередное, пятое празднование дня Федора Михайловича). Этот праздник приобрел жанр площадного театра, где основные действующие лица — герои романов Достоевского.

В этом году оформлением костюмов занимался театральный художник Ника Велегжанинова, которая в первую очередь ориентировалась на ремарки Достоевского. Их-то и представил музей на новой выставке. Кроме нарядов, сделанных специально к «Дню Достоевского», проведенного в 2013 году, на экспозиции представлены театральные костюмы из легендарных спектаклей петербургской сцены. Среди них — костюм Иннокентия Смоктуновского в роли Князя Мышкина («Идиот» БДТ, 1957), костюм Олега Борисова роли Ростовщика («Кроткая», БДТ 1981), Алисы Френдлих — Катерины Ивановны («Преступление и наказание» Театр им. Ленсоветы, 1971) и Сергея Бехтерева — Петра Верховенского «Бесы» МДТ-Театр Европы, 1991).

О мотивах, побудивших музей на создание этой экспозиции, рассказывает ее куратор Вера Бирон: «Для Достоевского в костюмах очень важна деталь. Цвет, покрой, фактура — все это для писателя было очень важно. Сам Достоевский очень хорошо одевался. Заказывал платья у лучших портных. Поэтому к костюмам он относился очень серьезно... Каждый «День Достоевского» у нас работают хорошие художники, которые делают отличные костюмы. Но в итоге мы видим эту красоту лишь один день. Кажется, что это проходит бесследно. И нам хотелось, чтобы зимой жители и гости города тоже вспомнили про этот праздник.»

Выставка сопровождается документальным фильмом «Достоевский. Версия-4», снятым на последнем празднике, и видеорядом, составленным из отрывков разных спектаклей и фильмов по произведениями Федора Михайловича. В нем можно увидеть, к примеру, фрагмент фильма «Идиот» 1958 года с Юрием Яковлевым в главной роли или небольшой отрывок из спектакля «Бесы» Льва Додина, на который есть возможность увидеть и сейчас (спектакль идет в МДТ уже больше двадцати лет).

В качестве необычного дополнения к экспозиции представлена настоящая шарманка (она сопровождает каждый праздник «День Достоевского») и коллекция вешалок, собранная Еленой Петровой, хранителем костюмов Мариинского театра. «Вешалки это совершенно естественная вещь, — комментирует эту часть экспозиции ее куратор Вера Бирон, — это своеобразный «шкаф», откуда берутся костюмы. Елена Петрова всю свою жизнь собирает вешалки, у нее их около восьмисот штук. Мы представили здесь где-то три сотни, поскольку не могли разместить все количество. Это вешалки из разных театров, из разных стран. Безусловно, каждая из них имеет какой-то свой сюжет, свою историю...»

Особый интерес вызывают стенды с фотографиями, сделанными на «Дне Достоевского». Уже четыре года кураторы музея объявляют конкурс на лучшие фотоработы, и каждый год получают море новых и очень интересных снимков. Лучшие из них определяются народным голосованием, и победители (их обычно трое) получают право выставить свои работы в одном из залов музея в течение двух недель. Желающих, как можно догадаться, всегда много.

Думается, что в новом году красочных фотографий будет еще больше (тому есть причина) — «В 2014 году, — рассказывает Вера Бирон, — мы надеемся всех поразить. Мы предполагаем поставить рок-оперу «Преступление и наказание» на Манежной площади. Эта опера появилась еще в 2007 году, музыку написал Эдуард Артемьев. Но пока еще ее никто не ставил, потому что она очень сложная. Но поскольку мы любим сложности, то мы за нее возьмемся. Ставить будет Александр Баргман. Мы предполагаем, что действие будет происходить на подиуме, но актеры также будут и среди зрителей, внизу. Это будет площадное искусство в чистом виде...»