Неудивительно, что в городе, пережившем блокаду, именно выставочный проект «Блокадная виолончель» завоевал в 2013 году одну из номинаций главной петербургской музейной премии — «Престиж Петербурга». И сегодня в Санкт-Петербургском музее театрального и музыкального искусства хранится одна из святынь нашего города.



Рожденная в блокадном Ленинграде

Этот инструмент — виолончель А. А. Ушакова, яркого представителя отечественной школы скрипкостроения, ученика известного московского скрипичного мастера Е. Ф. Витачека — родился в блокадном Ленинграде в 1941 году, о чем свидетельствует авторская надпись на внутренней поверхности деки. Но работа автора над инструментом не была завершена – помешала война. В период осады Ленинграда фашистами инструмент получил повреждения, которые остались на нем, как раны, по сей день. Только в 1956 году работа над виолончелью была завершена, и спустя два года, она оказалась в ленинградской коллекции музыкальных инструментов.

Пульс города

Ленинградская блокада – самая страшная и продолжительная в истории человечества осада города, длившаяся почти 900 дней. 125 – число, знакомое всем блокадникам, ведь именно в таком количестве хлеба теплилась для жителей отрезанного от всего мира Ленинграда надежда на выживание… Но осажденный город, в котором царили страх и голод,  продолжал жить и дышать благодаря  людям: они находили в себе силы работать на заводах, выпускающих снаряды и танки, в госпиталях, в детских домах. В Ленинграде были открыты театры, ставились новые спектакли, работали музеи и библиотеки. В блокадном городе не прерывало свое вещание ленинградское радио. У его микрофонов выступали поэты, драматурги, журналисты, которые для записи репортажей выезжали на фронт. В перерывах между передачами из репродукторов доносился звук метронома – живой пульс города…

Выставка «Блокадная виолончель»

Именно людям искусства и культуры, силами которых выстоял теперь уже город-герой, и посвящена была выставка Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства «Блокадная виолончель». Выставочный цикл стартовал в Петербурге еще в мае 2012 года. Позднее проект был показан в Казани в музее «Казанский Кремль». В рамках выставки также состоялся концерт в Елабуге, главной темой которого стал, конечно же, бессмертный подвиг Ленинграда  в Великой Отечественной войне.

Зримая музыка

В числе экспонатов представлены зарисовки Владимира Борисковича «У печурки» и «У окна»,  запечатлевшие художника за работой в промерзшей комнате. Творчество военного времени Вячеслава Иванова – главного художника Ленинградского театра имени Ленинского комсомола, представлено его графическими работами из цикла «Дни и ночи Ленинграда».

Сердцем выставки стали ни с чем не сравнимые по своей силе и искренности графические зарисовки первой, поистине самой жуткой, блокадной зимы 1941–1942 годов, которую пережила 18-летняя художница Елена Марттила. Среди ее работ – и портрет Дмитрия Шостаковича, который она начала в 1944 году, когда композитор присутствовал на прослушивании своей Седьмой симфонии перед ее исполнением в зале Ленинградской филармонии. Главной героиней гравюры «Говорит Ленинград» стала поэтесса и диктор ленинградского радио блокадной эпохи Ольга Берггольц. А на пронзительной гравюре «На концерт» мы видим, как по умирающему, но не сдавшемуся городу, занесенному снегом, сгорбленная женщина везет на саночках виолончель... Маленький ребенок, толкая саночки, помогает ей. И в этой щемящей истории — правда: идя на концерт, музыканты брали с собой детей. Если уж погибнуть, то вместе...

Искусство как подвиг

Отдельная тема выставки — личные вещи дирижера Симфонического оркестра ленинградского радиокомитета Карла Элиасберга, а также пюпитр – память об исполнении Седьмой, «Ленинградской», симфонии нашего великого соотечественника Дмитрия Шостаковича в блокадном Ленинграде.

Симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета был создан в самое трудное блокадное время – зимой 1942 года. Возглавивший оркестр дирижер Карл Элиасберг к тому времени настолько ослаб, что не мог ходить от истощения. 9 февраля его привезли в стационар на детских саночках с диагнозом «алиментарная дистрофия 2-й степени». Но уже 9 апреля он провел репетицию созданного оркестра. Музыкантов собирали по всему городу. Струнную группу подобрали, а с духовой возникла проблема: люди просто физически не могли дуть в духовые инструменты. Некоторые падали в обморок прямо на репетиции.

На самолете доставили партитуру Седьмой симфонии, которую Шостакович завершил уже в эвакуации, и 9 августа 1942 года состоялось ее первое исполнение в Ленинграде. Чтобы концерт не смог прервать вражеский артобстрел, артиллеристы, оборонявшие город, исполнили в тот день собственную симфонию – их огонь по позициям противника был непрерывным.