«За каждым великим мужчиной стоит великая женщина» — эта английская пословица справедлива не только по отношению к историческим фигурам, но и к великим  художникам, которые черпали свою творческую энергию в чувстве к женщине. В канун Дня святого Валентина VashDosug.ru расскажет о трех великих историях любви.

«Цветы цветут повсюду для всех, кто только хочет их видеть»

Анри Матисс и Лидия Делекторская

История известного французского художника, лидера художественного движения фовистов, была бы не столь прекрасной, если бы однажды Анри Матисс не встретился в своей мастерской с русской эмигранткой Лидией Делекторской.

Лидия Делекторская родилась в 1910 году в Сибири (г. Томск). Детство Лидии сложилось также трагически, как и история России в те года: эпидемия тифа и холеры оставила девочку сиротой. Делекторская переехала с тетей в Харбин, а закончив там школу, отправилась в Париж. В возрасте 19 лет она вышла замуж за русского эмигранта. Брак оказался неудачным, и вскоре Лидия осталась совершенно одна в чужой стране, без знания французского языка и каких-либо средств к существованию. По удачному стечению обстоятельств — Делекторская уехала в Ниццу, где судьба свела ее с известным художником Анри Матиссом, который в это время искал помощницу в свою мастерскую, создавая одно из своих самых знаменитых живописных полотен — «Танец». Так Лидия получила свою первую работу. Но, когда картина была закончена через полгода, Делекторская была вынуждена вновь искать возможность заработка. Тогда Анри Матисс пригласил девушку стать сиделкой для своей жены Амели, уже долгое время болевшей и к тому моменту нуждающейся в постоянной помощи и поддержки.


Делекторская перебралась жить в дом художника и его супруги, и со временем привлекла особое внимание со сторны живописца. Матисс, обычно создавая портреты огненных южных женщин, разглядел необычный светлый женский образ для своих полотен в лице Лидии. Отныне помимо дел по дому, девушка стала позировать Анри. Художника неимоверно вдохновляла его новая модель. Количество работ, созданных благодаря русской девушке росло, и в благодарность художник дарил на праздники по два портрета своей модели. Некоторые работы Лидия приобретала у Матисса сама.

Так сибирская девушка была рядом с известным французским художником более двадцать лет, помогая ему в работе до самой его смерти. После того, как Матисс ушел из жизни, Лидия не видела смысла в том, чтобы оставаться во Франции и вернулась в Россию. Коллекцию работ художника, которую Делекторской удалось собрать со дня их удивительного знакомства, она передала крупнейшим российским музеям — Эрмитажу и Музею изобразительных искусств им. Пушкина.


Он считал ее своей главной музой, она считала себя — другом и помощницей художника, в одном из писем Лидия написала: «…Вас интересует, была ли я «женой» Матисса. И нет, и да. В материальном, физическом смысле слова — нет, но в душевном отношении — даже больше, чем да. Так как я была в продолжение 20 лет «светом его очей», а он для меня — единственным смыслом жизни». И это признание оказалось гораздо важнее каких-то определений.


«Все, что происходило, было для нас обоих предысторией нашей жизни: его — очень короткой, моей — очень длинной»

Амадео Модильяни и Анна Ахматова

О подробностях отношений поэта и итальянского художника известно мало. Однако эту историю любви и дружбы, можно признать одной из самых печальных.

Знакомство Ахматовой и Модильяни состоялось в Париже, в 1910 году. Художник, находясь только в начале своего творческого пути, был неизвестен и беден, двадцатилетняя Анна Андреевна только что обручилась с Гумилевым. Пара отправилась в парижское путешествие, где и состоялась необычная встреча.

Согласно историям, Анна и Амадео с первого взгляда заинтересовали друг друга: художник выглядел ярко и экстравагантно, что сразу привлекло внимание молодой девушки. Модильяни не смог остаться равнодушен к загадочной и красивой русской. Все началось с просьбы написать портрет, Ахматова согласилась. Вскоре Гумилев и Ахматова вернулись в Петербург и жизнь вернулась в прежнее русло. Николай Гумилев был увлечен исследованием Африки, и почти сразу отправился в очередное экзотическое путешествие, оставив жену в Северной столице. В это время одинокой Анне Ахматовой стали приходить письма из Парижа, в которых Модильяни признавался в своих нежных чувствах и говорил о тоске по своей русской знакомой. Послания стали приходить все чаще, признания становились все громче.

Спустя полгода, когда Николай Гумилев вернулся из Африки, между ним и его супругой случилась серьезная ссора. Испытывая большую обиду и вспоминая послания влюбленного в нее итальянского художника, Анна решила отправиться во Францию. Тогда Ахматова уже знала от парижских знакомых, чем и как живет Модильяни: и о его пристрастях к алкоголю, и о разгульном образе жизни, который так свойственен творческой натуре.

Несмотря на то, каким разбитым и изменившимся с момента их первой и последней встречи предстал перед ней Амадео, когда Анна оказалась в Париже, она заметила тот же взгляд, который и заставил ее впоследствии остаться в Париже на несколько месяцев. Они гуляли по дневному и ночному Парижу, Ахматова позировала художнику.

Модильяни создал более десятка ее портретов о существовании которых было долгое время неизвестно. Считалось, что эти работы были уничтожены пожаром, однако существует мнение, что Ахматова скрывала их, понимая, что взглянувший на них сразу поймет какие чувства испытывал к своей модели, создавший их художник. А портреты эти были действительно уникальны, тогда большое влияние на художника оказало египетское искусство, которому художник был верен. Неудивительно, что после посещения египетского подвала Лувра, вдохновленный Модильяни изображал Ахматову в образе восточных цариц.


Но шло время, и замужней Ахматовой было необходимо вернуться в Россию, при прощании художник отдал Анне сверток в котором были его работы — ее портреты. Один из которых на протяжении всей жизни висел у изголовья ее кровати. На этом история любви закончилась. Однако по возвращению в Петербург Ахатовой были созданы невероятны по силе стихи, которые и сделали ее известным поэтом. Анна Андреевна всегда утверждала, что среди них нет посвящений Амадео, но что могло ее так вдохновить?!

В 1918 году Ахматова развелась с Гумилевым. И сочеталась браком с поэтом Шилейко, с которым разошлась спустя 3 года, после этого последовали и другие романы. Модильяни встречался с эксентричной Беатрис Гастингс, был увлечен Жанной Эбютерн, которая стала одной из самых известных моделей художника и матерью его ребенка. Амадео Модильяни скончался в 1920 году от туберкулеза, после этого, его муза Жанна Эбютерн, так и не успевшая стать его женой, находясь во второй раз беременной, покончила жизнь самоубийством.

Ахматова узнала о смерти своего друга случайно, из некролога в журнале. Поэт пережила своего Амадео на 45 лет. Незадолго до своей смерти, переписав завещание, Анна Ахматова с тоской высказалась в присутствии Бродского: «О каком наследстве можно говорить? Взять подмышку рисунок Моди и уйти!»

«Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника, когда каждый будет находить радость в своем труде»

Огюст Роден и Камилла Клодель


История французского скульптора и его музы словно подверждает мнение некоторых, о том что творческие люди редко бывают по-настоящему счастливы в любви.

Француженка Камилла Клодей с детства увлекалась скульптурой, ее родители были обеспечеными буржуа, и когда семья перебралась в Париж, у отца Камиллы появилась возможность показать ее работы известному скульптору Альфреду Буше, разглядевшему талант у девушки. Однако именно благодаря Буше и состоялась роковая встреча молодой Камиллы и уже зрелого талантливого скульптора Огюста Родена.

Клодей стала позировать скульптуру и помогать ему в работе. Достаточно быстро между Камиллой и Огюстом вспухнул роман. История их отношений на протяжении девяти лет была неизвестна ни родителям девушки, ни гражданской жене Родена. Пара проводила вместе время в новой мастерской скульптора и на официальных мероприятиях. Когда о романе стало известно семье Клодель, она была вынуждена выдвинуть любимому мужчине ультиматум: либо Роден будет только с ней, либо она уйдет от него навсегда. Скульптор принял решение остаться со своей женой Роуз и сыном.

У Камиллы не было детей от Родена, один раз она забеременела, но потеряла ребёнка в результате несчастного случая. Тогда она в первый раз впала в глубокую депрессию, которая дала о себе знать позже. 

После того, как Огюст сделал свой выбор и остался с женой, Камилла исполнила свое обещание. Она уехала от родителей и сняла небольшую квартиру рядом с мастерской Огюста, но избегала всяких встреч и общения с ним. Роден тяжело переживал разрыв, пытался вернуть свою любовь и музу, но был поздно.

С 1903 года Клодель выставляет свои работы, которые были по достоинству оценены. Вокруг девушки собирается множество покровителей и поклонников, но ей это было не нужно, она оставалась равнодушна ко всем.

Со временем Камилла перестала выходить из своей квартиры, все время посвящая созданию скульпутр. Но ни одна из них не стала шедевром. Клодель была на гране нищеты. Страшнее был только то, что ей начало казаться, что причиной ее неудач является Роден, который все еще искал встречи со своей музой. Камилла была уверена, что каким-то чудесным образом Огюст пробирается в ее квартиру и переделывает ее гениальные работы, затем ей стало казаться, что скульптор преследует ее и посылает людей, чтобы ее убить.

Клодель отвезли в психиатрическую клинику, где она и провела остаток своей жизни. Роден же не мог забыть свою возлюбленную. И если ее воспоминания сводили с ума, Роден черпал в них вдохновения для творчества и по памяти создавал из глины образы музы. (Многие считают, что своим талантом скульптор обязан Клодель, и что он действительно похитил все ее самые лучшие идеи).

Однажды скульптор смог добиться встречи с Камиллой, но на нее это пагубно повлияло, и было принято решение запретить влюбленным какие-либо свидания. Роден не раз пытался устроить выставку работ Клодель, но ему это так и не удалось. Огюст вступил в официальный брак со своей гражданской супругой Розой Боре за две недели до ее смерти. А спустя 2 года, в 1917 году не стало самого Родена.

Лучшие работы скульптора, такие как «Вечная весна», «Поцелуй», «Данаида», «Сирены», «Мысль», «Аврора», были созданы Роденом, когда рядом была Камилла Клодель.