Эту интерактивную экспозицию, завершившую юбилейный год 400-летия Дома Романовых, в Москве посетили более 300 тысяч человек. Московский ЦВЗ «Манеж» был открыт с утра до полночи. В Петербурге выставка открылась на самой большой площадке «Ленэкспо».
Готовили выставку «Православная Русь. Романовы» более полугода около тысячи человек — историки, дизайнеры, креативная группа, специалисты по компьютерной графике, звуку, свету, видео, кинематографисты, монтажники.
Правда, один из самых притягательных экспонатов выставки — подлинная икона Феодоровской Божией Матери, та, которой благословляли Михаила Романова на царство в 1613 году, в северную столицу, увы, не прибудет. Однако остальные экспонаты «в полном составе» прибыли в Петербург. Это история России времени царствования 18 российских правителей — от Смутного времени, закончившегося царствованием Михаила Романова, до Смуты, начавшейся при Николае II.
Инициаторы и вдохновители
Главная инициатива создания этой экспозиции принадлежит ответственному секретарю Патриаршего совета по культуре архимандрита Тихона (Шевкунова) — одному из самых харизматичных священников современной православной церкви, а для светских людей автору одного из книжных хитов последних лет «Несвятые святые». А одним из авторов концепции экспозиции и создателей выставки стал Александр Мясников — историк, журналист, писатель, выпустивший трехтомный «Путеводитель по русской истории».
Зная особенный талант Александра Леонидовича к популяризации истории, понимаешь, почему на московской выставке было так много школьников — известная история предстала в необычном, нетривиальном и увлекательном ракурсе: это русская история от противостояния законной власти со стороны заговорщиков, предателей, бунтовщиков, масонов и декабристов, роли православия в судьбе державы до истории первых русских пуговиц и очков и малоизвестных фактов биографии легендарных исторических личностей.
Повседневная жизнь прошедших эпох, яркие и запоминающиеся факты из сферы разведки и даже конспирологии. Например, знали ли вы, что первые очки в России появились при Михаиле Федоровиче, и делали их не из стекла, а из рубинов и изумрудов? Представляете ли вы то, какую важную роль сыграла разведка в войне 1812 года? Знакомы ли вы с заслугами военного министра и полководца Барклая-де-Толли, внедрившего в качестве нашей разведчицы в Лондоне красавицу Долли Бенкендорф — родную сестру шефа знаменитого III отделения? Обо всем этом — также можно узнать на выставке.
Интерактив — в полный рост
Но самое увлекательное (и для юных посетителей в первую очередь) — это интерактивность и мультимедийность выставки «Романовы. Моя история». Не случайно эту экспозицию уже назвали «мультимедийным учебником истории России»: 3D-технологии, анимированные коллажи, лайтбоксы, сенсорные панели. Все выставочное пространство разбито на 21 зону, каждая из которых посвящена времени правления конкретного самодержца и нескольким общим темам.
События и персонажи представлены на огромных стендах-коллажах, напоминающих компьютерный рабочий стол с иконками. А открыть значки может любой посетитель выставки на столах-тачскринах, установленных в залах. Так, например, можно «полистать» личный дневник Николая II, ранее доступный только музейным работникам, увидеть другие документы эпохи, подлинники которых находятся в архивах и многое другое.
Несколько общих зон объединяют все «романовские» эпохи: это четыре тематических кинозала, рассказывающие о росте государства и освоении новых земель, науке и технике, армии и флоте и, наконец, о культуре. Добавьте к ним интерактивные карты, рассказывающие об освоении земель при каждом из правителей, основании городов, реконструкции важнейших сражений. Немаловажно и то, что приобретенные исторические знания можно даже проверить, ответив на вопросы викторины, посвященной периоду царствования Романовых. И всякой теме, всякой странице истории подобрано свое цветовое, звуковое и иное оформление.
Мы — Россия
Не упускает выставка и послеромановский период — ХХ век представлен небольшим кинороликом о сталинском времени в истории России, который кому-то, может, и покажется слишком идеологизированным, но право толковать по-своему всю представленную информацию остается у каждого посетителя. И это главный итог экспозиции. Кроме того, что идея самоутверждения и гордости за свою страну и свою историю, — это и и основная интонация необычной и очень мощной (не только технически, конечно) экспозиции.
Добавим лишь то, что для петербургской экспозиции организаторы потратили 800 часов (!) на расширение и дополнение выставки. Среди новинок, например, мультимедийный перформанс на тему знаменитой поэму Пушкина «Медный всадник». А вход на выставку, кстати, совершенно бесплатный!