В фондах Русского музея хранится одна из крупнейших коллекций народной одежды в России — более пяти тысяч произведений. Редкая возможность увидеть многие из раритетных музейных экспонатов в открытом доступе предоставится посетителям музея этой весной.



Откуда есть пошла одёжа русская...


Считается, что устойчивый набор женской крестьянской одежды сложился на Руси уже к XII в., а части его — понёва, рубаха, кика — известны еще с VI-VII вв. И держались русские крестьянки традиционной одёжи вплоть до XIX-XX вв. И главной особенностью его были удобство и функциональность: одежда не должна была мешать в работе дома и в поле, быть практичной и свободной. И еще экономной: крой и пошив простой, отходов — минимум.

Небо и земля

Старинный костюм, конечно, был не просто одеждой, но защитой, оберегом и символом: так, верхняя часть одежды символизировала небо, потому была светлой, нижняя — землю, посему была темной. А преобладание красного цвета в одежде, естественно, связано с солнцем, плодородием и просто жизнью. А замечательная вышивка по краям — подолу, рукавам, вороту — во всех орнаментах сохраняла значения оберегов: крестов, знаков «бегущего солнца», солнечной колесницы, тотемных животных.


Словарь женского костюма
 

  • Понёва (юбка) — женская шерстяная юбка замужних женщин из нескольких кусков ткани (как правило, темно-синей клетчатой) с богато украшенным подолом.
  • Рубаха — название произошло от слова «руб» - обрывок ткани. Длинная нательная одежда.
  • Сарафан — в переводе с иранского это значит «одетый полностью», в санскрите «сари» – просто «кусок ткани». Платье без рукавов, украшенное тесьмой, вышивкой, кружевом, пуговицами или шнурами.
  • Запон (передник) — надевался поверх поневы или сарафана и имел не только хозяйственную функцию, но более — оберегающую: орнаменты по фартуку защищали главную часть тела — живот, то есть жизнь.

Не распоясаться...   

Без пояса ходить было стыдно, как без креста — пояс охватывал тело человека своеобразным магическим кругом. Посему к этому элементу одежды относились с уважением и трепетом. Пояса плели, ткали, вязали из нитей и лыка. Когда невеста дарила жениху пояс, то это означало согласие на свадьбу. Когда молодая жена входила в дом мужа — снимала пояс и бросала его на печь, что было знаком её вхождения в семью. А новой родне она дарила по поясу.

… и не опростоволоситься

«Простоволосой», то есть с непокрытой головой девушка могла ходить только до замужества. В детстве девочки повязывали на голову разноцветные тесемки, взрослея, девушка получала повязку или увясло, которая обхватывала лоб и скреплялась на затылке узлом. Иногда налобная часть повязки имела особое украшение в виде узорчатого узла или фигуры. Носили девушки и венец (венчик), который делали из металлической ленты (серебряной или бронзовой). Венец, унизанный жемчугом, называли рясочником. А зимой девичью голову согревал столбунец.

Рогатая кика

Головной убор замужней женщины — платок-убрус, он же наметка, фата, подширье, полотенце, ширинка. Один конец такого платка украшали вышивкой из шелка, золота, серебра, а другой — скалывали под подбородком. А на убрусе или будничном варианте головного женского убора, подбруснике, надевалась кика, или, как её называли, «корона замужества».

Надо лбом кики крепили украшение в форме лопатки или рога, потому как женщину в древности уподобляли священной корове. Высота таких рогов могла достигать 30 сантиметров. Но и этого мало: кика покрывалась сверху «сорокой» — покрывалом, спускавшимся порой до пояса. В таком облачении женщине приходилось ходить не спеша, осторожно, высоко держа голову. Не потому ли появился глагол «кичиться», что и сегодня означает «гордиться, похваляться, чваниться».

И вовсе не курица!

Название знаменитого головного убора кокошника происходит именно от слова «кокоша», что значило... курица, наседка, петух. Потому как форма кокошника напоминала куриный или петушиный гребень. Каких только кокошников не придумывали! Твердую основу обтягивали разными дорогими тканями, расшивали жемчугом, бусинами, стеклярусом, металлической или золотой нитью. К кокошнику крепили покрывало дорогой узорной ткани, сверху набрасывали фату... И такой убор в народе прижился лучше, чем кика: неудивительно, ведь с рогами в церковь ходить не слишком-то правильно.

Модно!

Между двумя мировыми войнами в XX веке самым популярным элементом народного костюма оказался кокошник, который «вышел на подиумы», благодаря бывшим участницам придворного бала 1903 года, эмигрировавшим на Запад: в Европе того времени утвердился свадебный головной убор в виде кокошника — будущая английская королева Мария Текская выходила замуж в таком уборе, в 20-е годы Жанна Ланвен сделала коллекцию «русских шляп», а парижский дом «Огюстен Боназ» выпускает пластмассовые кокошники.

Сарафаны, душегреи, шугаи

Костюмы из собрания Русского музея, которые составили основу выставки, принадлежали жительницам Европейской России — от Крайнего Севера до Курска и Воронежа, от Смоленска до Пермского края. Костюмы зажиточных горожанок или купчих — сарафаны, душегреи, шугаи — сшиты из дорогих тканей — парчи, штофа, шелка, и украшены золотным кружевом и широким позументом, а также филигранными пуговицами.

Крестьянские костюмы ХIХ-начала ХХ в. выполнены преимущественно из тканей домашнего изготовления, хотя и в этой среде были распространены фабричные ткани. В крестьянской среде сохранился наиболее древний славянский костюм (распашные поневы, рубахи-долгорукавки, рогатые головные уборы, украшения из перьев и пуха). Экспозицию дополнят живописные произведения Д.Г.Левицкого, М.В.Нестерова, К.Е.Маковского, Е.Д.Поленовой и других художников.