Энди Уорхол приехал в Петербург. И не один. Выставку из работ 20 художников стиля поп-арт в арт-центре «Перинные ряды» готовили полтора года: договаривались с галереями и частными коллекционерами, выкупали будущие экспонаты на аукционах.
Как итог — посетителя ждет полное погружение в эпоху необузданных 50-60-х годов, когда художники, такие как Роберт Раушенберг, Рой Лихтенштейн, Джаспер Джонс, Энди Уорхол, Роберт Индиана, Джеймс Розенквист и многие другие, стерли грань между искусством и продуктом массового потребления. Графика, афиши, постеры, обложки пластинок «The Rolling Stones», «The Beatles», а также шелкография — все в стиле поп-арт впервые в таком количестве представлено петербургскому зрителю.
Главная часть экспозиции, а точнее сказать, самая весомая и известная — серия Энди Уорхола «Sunday B. Morning» (1985) — десять портретов Мэрилин Монро, «Банки супа ''Кэмпбелл''», «Цветы». На фоне самой разноцветной и узнаваемой в мире Монро, в центре зала, инсталляция в виде части комнаты богемного художника. То, что, по мнению кураторов, видел по утрам Уорхол. Разобранная кровать, комнатный усилитель, несколько ящиков Brillo, чья-то туфля…
Нон-стоп звучит культовая музыка: «The Who», «The Beatles», «The Shocking Blue», «Nirvana»… Атмосфера создается вовсе не характерная для художественной галереи, это настоящее путешествие в мир искусства эпатажа, всеобщего помешательства. Именно так называют популярный по сей день поп-арт.
На выставке представлено около 80 работ. При чем, они выполнены не только иконами поп-арта, собраны труды и современных художников, продолжающих традиции стиля: английского райтера (художника граффити) Бэнкси, скандинавца Ричарда Райта и лондонской группы художников Prefab77.
Посмотреть легально на знаменитое полотно теперь можно и на выставке в «Перинных рядах».
Конечно, большинство людей идут на выставку, чтобы посмотреть творения Энди Уорхола. Скандальная известность вокруг этой персоны не утихает. А простота, прямота и резкость его высказываний об искусстве, жизни, женщинах актуальны до сих пор. И за полсотни лет в массовом восприятии мира мало что изменилось.
— Ну а что ты больше всего любишь?
Вот так я начал рисовать деньги».
Энди Уорхол
Деньги, банка «Кока-колы», — символы эпохи потребительства. Вдохновение впервые стало приходить при взгляде на комиксы, гамбургеры, холодильники, напитки и автомобили, туфли, которые чередовались с портретами знаменитостей и политических деятелей... — взывая «в общем, ко всем тем классным современным вещам, которые так усердно не хотело замечать абстрактное искусство» (Энди Уорхол).
Граффити, рекламные проспекты, — гипертрофированные и лишенные контекста образы переместились в художественную среду, заполнили пространства выставочных залов, и там либо приобретали бесконечную прогрессию смыслов, либо обнажали блеск своей крайней абсурдности.
Художник использовал яркие краски и промышленные типографские методы печати, зарекомендовав себя одним из самых веселых представителей поп-арта.
Вперемежку с картинами на стенах пояснительные плакаты. История развития направления, цитаты и забавные истории современников помогают взглянуть на произведения как на искусство, занявшее свою нишу в галерее арт-стилей.
Есть на выставке место и живому общению. Кураторы, встречающие посетителей, готовы ответить на любые вопросы о выставке и ее экспонатах. А впечатления можно записать на цветные бумажки и прикрепить на специально отведенную для этого стену, создав свое маленькое произведение поп-арта.