Висячие сады Семирамиды — одно из семи чудес света, сад Эпикура, японский сад камней, индийские сады удовольствия, китайские персиковый сад... Но что нам до иноземных красот, когда в Петербурге есть столько изумительных садов, куда во всю прыть стремятся и бледнолицый петербуржец, и загорелый турист. «ВД» не остался в стороне.
Летний сад
«Сад сам по себе довольно большой и хорошо разбит... Посреди сада находится большой бассейн, выложенный каменными плитами, в центре которого грот, из которого бьет фонтан... В оранжерее растут несколько апельсиновых, лимонных, лавровых деревьев, гвоздичных кустов и прочего, которые, как говорят, привезены сюда из Польши», — так описал Летний сад в 1710 году немецкий путешественник.
А мы дорожим им не не столько за собрание редкостей, хотя даже к копиям старинных скульптур сотрудники относятся так же бережно как и к подлинникам, и не только за то, что здесь живет — именно так — 300-летний дуб, который по легенде вырос из желудя, посаженного самим Петром, и не за то, что сюда в домашних туфлях ходил гулять Пушкин, и не... Впрочем, за нас уже все сказала Ахматова:
Там шепчутся белые ночи мои
О чьей-то высокой и тайной любви...
1 мая Летний сад откроют после просушки. Последние несколько недель его готовили к приему гостей — освобождали от «зимних одежд» скульптуры, чистили, мыли, высаживали...
В Красном саду, где осенью впервые прошла общегородская акция посадки тюльпанов — участвовали обычные горожане, от мала до велика! — все 6500 луковиц-голландок благополучно пережили зиму. Так что будем любоваться красными и розовыми в полоску тюльпанами — такими, которые когда-то, еще при в XVIII веке привезли сюда из Голландии, а еще рябчиком императорским — эти цветы росли в Летнем и при Петре. А еще — овощными и пряными культурами — на огороде вовсю кипит работа, между прочим, иногда радушные сотрудники Летнего сада даже угощают посетителей его урожаем, мандариновыми и лимонными деревьями — они уже принесли плоды, розами, геранями.. На день города намечен запуск фонтанов. В мае вернутся в сад и белоснежные красавцы-лебеди.
Даже непонятно, что бы мы делали не будь у нас Летнего сада, где так хорошо гулять, мечтать, слушать птиц — здесь они поют особенно радостно. В мае в боскете «Зеленые кабинеты» откроют детскую площадку, летом будут проходить воскресные концерты и фотовыставки... Кстати, для активных и любознательных: акция посадки луковиц тюльпанов в Красном саду обещает стать традиционной.
Михайловский сад
Благолепие — вот что можно сказать об этом живописном уголке в центре Петербурга. Когда-то, во времена императрицы Елизаветы Петровны, будущий Михайловский сад использовался для охотничьих утех да конных прогулок. В царствование Анны Иоанновны здесь росли целые плантации фруктовых деревьев, душистых трав и кореньев, располагались парники и теплицы.
Свое название сад получил после строительства по проекту Карла России в 1825-м Михайловского замка. Здесь, среди чудесных природных декораций, хорошо в любое время года, но особенно весной и летом, когда можно гулять вдоль пруда или по липовой аллее, наслаждаться птичьими голосами, дышать хрустальным воздухом. Нынешним апрелем, раньше положенного срока, зацвели первоцветы — газоны покрыты сине-бело-сиреневым ковром из пролесок и крокусов, последние известны еще и как самая дорогая пряность на земле — шафран.
Достопримечательности? Старинный дуб на Масляном лугу, переживший несколько человеческих поколений — ему более 350 лет, изразцовая майолика на воротах (была почти полностью утрачена в начале 90-х, восстановлена), павильон Росси у гранитной пристани со стороны Мойки, мост Росси, единственный в Петербурге с подлинными чугунными арочными конструкциями. Зачем вы спрашиваете, ступайте в Михайловский — 1 мая он откроет свои ворота для посетителей.
Напоминаем: начало июня — фестиваль императорских садов. В этом году в честь перекрестного года России и Великобритании имет ярко выраженный английский акцент: основная тема — английские сады.
Таврический сад
Его также называют садом князя Потёмкина, получившего за заслуги от императрицы Екатерины титул «Таврический» и земельные угодья. Таврический сад создавался, как парк, прилегающий к княжескому дворцу. Планировкой и благоустройством сада занимался английский садовник Гульд, и созданные им пруды, соединенные друг с другом каналом, радуют посетителей и сегодня. Одно время в местных оранжереях и теплицах выращивались арбузы, дыни, персики, абрикосы и ананасы, в прудах плавали лебеди, по газонам гуляли павлины. Персидский принц Хосров-Мирза в 1829 году подарил саду морского тюленя, которого выпустили в Большой пруд. Между прочим, в 1815 году именно здесь испытывали первый в России пароход. Но вплоть до 1861-го сад был закрыт для горожан.
В Таврическом гуляем по тенистым аллеям, небольшим мостикам, вдоль прудов, разглядываем памятники Чайковскому и Есенину, кормим утокк и занимаемся прочей чепухой, от которой так хорошо и спокойно становится на душе.
У Корнея Чуковского в «Мойдодыре» именно в Таврическом саду за героем гналась бешеная мочалка:
«Я к Таврическому саду,
Перепрыгнул чрез ограду,
А она за мною мчится...
Также в Таврическом саду видели... нос: «Потом пронесся слух, что не на Невском проспекте, а в Таврическом саду прогуливается нос майора Ковалева...»
Юсуповский сад
Когда-то царь Петр подарил князю Юсупову 4 гектара земли, где был устроен сад с цветниками, прудами, насыпаны холмы, а у подножия самого большого из них, названного Парнасом, построены грот и каменная арка. Позже в саду установили красивые каменные скульптуры, беседки, клумбы, в пруды и каналы запустили золотых рыбок, на плавники некоторых были даже надеты золотые колечки с бриллиантами. А «Санкт-Петербургские ведомости» в июле 1801 года писали: «В саду Его Сиятельства Князя Николая Борисовича Юсупова имеются для продажи разные фрукты, как то: лучшие ананасы, дыни, арбузы, разных сортов смородина, фиги и шпанские вишни».
По определенным дням Юсуповский сад открывался для посещения публикой. Но просуществовала эта традиция не долго, увы, и в те времена находились вандалы, ломавшие кусты и скамейки да охотившиеся за золотыми рыбками — еще бы, быть рядом со счастьем и не схватить его за хвост!
Изгибы аллей, пруд с островком, дворец по проекту Кваренги в глубине сада, деловитые утки — здесь хорошо гулять даже под дождем. Он совсем не парадный, этот старый сад — тем и ценен.
При Александре II в 1863 году сад был разделен на две части, одна из которых стала общественным местом, а проще говоря любимейшим горожанами местом отдыха с катанием на коньках и санях, ледяными горками, фейерверками, яхт-клубом, тиром. Кстати, многим даже и невдомек, что Юсуповский — родина отечественного фигурного катания: с 1890 года здесь проводились российские чемпионаты по фигурному катанию, а 1896 года — международные состязания. И, между прочим, в местной школе фигурного катания учился Н.Коломин-Панин, в 1908 году ставший первым русским олимпийским чемпионом.
В советское время сад был переименован в Детский парк. Историческое название вернули лишь в 1990-м.
Александровский сад
В этом году он отметит свой 140-й день рождения. Дата не вполне юбилейная, но значительная. Вообще-то изначально здесь находились укрепления Адмиралтейства, потом это место использовалось то под учения, то под ярмарки с каруселями, то под зимние горки — несколько лет назад традицию Александровских горок попытались возродить. А идея облагородить место принадлежала адмиралу Грейгу. Властям понравилась: разбили бульвар, посадили липы, дубы, сирень, из Таврического сада перенесли статуи Геракла и Флоры — чем не модное место для прогулок? Именно сюда петербургские аристократы и щеголи приходили себя показать да на других посмотреть.
Есть даже версия, что именно распространявшиеся на бульваре газеты, печатавшие городские сплетни, породили известное выражение «бульварная пресса».
К 200-летию Петра I было решено устроить здесь сад, который назвали в честь императора Александра II, лично посадившего дуб. Правда, в народе прижилось более короткое название сада — Сашкин. И в этом нет пренебрежения, а только закономерность — ведь сад изначально был общедоступным местом отдыха, а значит и пафос не уместен. Что, кстати, хорошо почувствовали советские руководители, переименовавшие Александровский в сад Трудящихся. Последние здесь очень любили гулять, известно, что в годы блокады в Александровском не спилили на дрова ни одного дерева — так ленинградцы дорожили своим садом. Историческое название вернули в 1997-м.
Примечателен Александровский сад тем, что здесь, кроме зелени, цветов, скамеечек, старинного фонтана, в конце XIX считавшегося самым большим в Петербурге, известного тем, что его струи «танцевали» в такт музыки, — то есть привычной для городского сада атрибутики, есть и своя «изюминка» — знаменитая галерея Александровского сада, включающая бюсты Глинки, Лермонтова, Гоголя, Горчакова... А в центре сада — памятник путешественнику и ученому Пржевальскому в парадном мундире, с лежащим верблюдом у постамента. Некоторые находят, что путешественник похож на Сталина, хотя вообще-то памятник стоит здесь с 1892 году. Но почему-то именно «у Пржевальского» любят фотографироваться туристы.
Румянцевский сад
Этот небольшой, по сравнению с Летним или Таврическим, сад на Университетской набережной, можно было бы назвать их пасынком: не только туристы, но и многие горожане, даром что расположен сад в месте, миновать которое очень сложно — рядом бывший Кадетский корпус, Академия художеств, легендарные сфинксы, сюда заглядывают крайне редко. Зря. Отсюда открывается потрясающий вид на Неву, на Английскую набережную. Здесь все дышит историей: когда-то здесь находился парадный плац Кадетского корпуса, сюда с Марсова поля даже перенесли обелиск «Румянцева победамъ» — поговаривали, что сделано это было по велению Павла I, сильно не любившего фаворитов своей матери.
А сад появился на месте пыльного плаца лишь во второй половине XIX века на средства жившего неподалеку купца Соловьева. Поначалу даже хотели сад назвать в его честь, но городские власти все же присвоили ему имя графа Румянцева, о чьих победах над турками, кстати, напоминает изящная, изысканная ограда с восточным узором. На территории бывшего плаца по проекту Николая Ковригина были разбиты симметричные аллеи, украшенные со стороны Невы мраморными вазами, высажены деревья, построен музыкальный павильон, установлены два фонтана.
В 1939 году сад стал называться... площадью Шевченко, фонтаны перестали работать, музыкальный павильон закрылся. Первоначальное название вернули саду лишь в 2001 году, за два года до этого у входа установили бронзовые бюсты выпускников Академии художеств Ильи Репина и Василия Сурикова.
Без всякого преувеличения Румянцевский сад можно назвать едва ли не самым зеленым уголком старого Петербурга, даже в жаркие дни солнечным лучам непросто пробиться сквозь густую тень старых деревьев.
И хотя довольно свежая реставрация уже «подкорректирована» горожанами, сад, к счастью, за прошедшие полтора столетия не утратил своей первоначальной прелести.
Ботанический сад
Его история началась с указа Петра I 1713 года о заложении Аптекарского огорода, где выращивали лекарственные травы для нужд армии и флота. В 20-х годах XVIII столетия здесь была построена первая оранжерея. В 1726 году Обри де ла Мотрэ — знаменитый путешественник, 30 лет жизни проведший в пути, оказавшись в Петербурге, посетил, Аптекарский остров, в северо-восточной части которого расположился сад. Здесь к тому времени уже научились выращивать даже растения из Азии, Персии и Китая. «Ананасы растут здесь до созревания, их снимают и подают на стол», — свидетельствовал путешественник. Как научно-исследовательский центр сад стал функционировать с 1823 года и тогда же получил свое название.
Скорей, скорей сбежать из пыльного, шумного города в Ботанический сад, где в парке растут клены, вязы, дубы, туи, лиственницы, березы и деревья-экзоты, которых нет ни в одном парке, где с мая по июль радует красками сад Ирисов, вдохновляет «Сад непрерывного цветения» со своими декоративными кустарниками, мостиками, скамеечками.
В мае в Ботаническом саду зацветет легендарная «Царица ночи», осмотр которой разрешен будет по традиции до полуночи...
Приводят в восторг пальмовая оранжерея, где собрана самая большая коллекция пальм в Европе — 162 вида, и викторная оранжерея, построенная еще в 1899 году для единственного растения — гигантской кувшинки Виктории амазонской, а еще «серебряное дерево», листья которого покрыты серебристыми железками, создающими эффект зеркала.