Две эрмитажные выставки, объединенные единой, «костюмной», темой,  в очередной раз напоминают: история костюма — это не только рукоделие и мода. Это зеркало, в котором отражается история страны и ее народа.

Цвет увядшей розы

Когда граф В. А. Соллогуб, вдохновленный одним из дворцовых праздников, писал в феврале 1822 года : «Некоторые залы Зимнего дворца обратились в галереи живых картин... между колоннами поставлены были  золотые рамы, в которых первые великосветские красавицы изображали произведения великих живописцев... Все это заимствовано из сокровищниц Эрмитажа, так что живые могли соперничать с бессмертными оригиналами...», он и помыслить не мог, как свежо прозвучат эти слова спустя почти 200 лет.

Выставка костюма  XVIII — начала  XX веков из собрания Эрмитажа «При Дворе российских императоров»  позволяет почувствовать  жизнь Двора через одежду и аксессуары, принадлежавшие членам царской фамилии и представителям российской аристократии. Мундиры различных родов войск, платья, детская одежда, обувь, веера, шляпы, туалетные приборы, шкатулки, дворцовое серебро, церемониальное оружие, игры — вот и оживший образ Русского Императорского двора.   

Именно здесь, в залах главной императорской резиденции, в течение нескольких веков проходила жизнь монархов, проводились балы, приемы, официальные торжества, символизировавшие величие империи. Сегодня в стенах, полных исторической памяти, можно увидеть блеск и драму Высочайшего двора — костюмы и вещи, которые являются свидетелями дворцового великолепия,  военных и революционных лихолетий, а по сути истории страны, судеб тех, кто когда-то носил эти одежды.

Парадное платье фрейлины императрицы — алое с золотым шитьем, впечатляющее не только цветом , но и длиной шлейфа:  чем он длиннее, тем выше было положение при дворе хозяйки платья. Мундиры Петра I, Николая I, Александра II, «мундирные» платья Екатерины Великой, костюмы Александра I и Николая II, высокопоставленных чиновников двора — за историей тех же мундиров — проявление вкусов и пристрастий монархов, почти каждый из них вводил в военную форму изменения, касающиеся кроя.


Слово «ливрея» происходит от французского livree  и переводится как «выдаваемая государством и дворянством одежда для свиты».


Бальные, визитные, домашние платья супруги Александра III  императрицы Марии Федоровны,  последней русской императрицы Александры Федоровны, — вышитые блестками, бисером, из  атласа, тюля, батиста (а какие названия:  «капор из панбархата цвета увядшей розы», на память ассоциативно сразу же приходит  известное «цвет бедра испуганной нимфы» — бледно-розовый, в начале XVIII века весьма популярный, упоминание о нем встречается у Толстого в «Войне и мире»), бархата — между прочим, бархатное одеяние, даже самое красивое, носить было довольно тяжело в буквальном смысле слова, иное платье весило не менее, а то и более 10 килограммов. Маскарадные  костюмы — «Боярыня... Крестьянка из Торжка... Начальник царской охоты...» — княгини Зинаиды Юсуповой, великой княгини Марии Георгиевны, герцога Георгия Макленбург-Стрелицкого... 

Детские платья и костюмчики — от мундира великого князя Александра Павловича, будущего императора, до атласных туфелек одной из дочерей  Николая II и  детской офицерской формы цесаревича Алексея Николаевича. Скромные будничные платья и пышные юбки, опасные декольте и роскошные накидки, атласные туфельки и лайковые перчатки — боже, какой изящной была эта ножка, какой тонкой — ручка.... Эти вещи живые, «говорящие» — выцветшие кружева, потертый мундир, дырочка на рукаве, поникший букетик  атласных розочек на подоле...

Эрмитажные мастера, готовя выставку, не пытались «улучшить» внешний вид платьев ( даже пятна от духов остались!), сохранив таким образом дыхание времени. Увы,  мы не можем — к счастью или к сожалению — соперничать с «бессмертными оригиналами», но можем прочувствовать, как оживают залы Зимнего дворца, являя нынешним гостям картины минувшего, когда...

Зеленый, золотой  

… даже костюмы «Высочайшего двора служителей» мало чем уступали костюмам придворных чинов. Достаточно сказать, что обращались с ливрейными костюмами столь же бережно, например, ленты со старой ливреи, с изображением двухглавых орлов, спарывали, но не выбрасывали, а сжигали, дабы герб империи не подвергался поруганию.

Все придворнослужители носили фирменное платье. Было предусмотрено несколько видов формы: повседневная, парадная, выходная, воскресная. Появилась ливрея в России при Петре I, но только в 1796 году были подтверждены основные ее цвета (зеленый, красный, золотой). 

При Александре II была проведена «костюмная» реформа, тщательно разработанная ливрейная одежда практически без изменений просуществовала вплоть до 1917 года.  При Александре III  исключительное право на изготовлении ливреи для служителей императорского Двора получила фирма «И.П. Лидваль», из мастерских которой форменные костюмы поступали на хранение в Ливрейную  кладовую, где к началу ХХ века хранилось более 20 000 тысяч предметов одежды обуви и аксессуаров. Все это говорит лишь об одном: императорский двор, имевший репутацию одного из самых блестящих и роскошных в Европе, мелочей не ведал, заботясь даже о лакейских башмаках. И спустя  век мы имеем возможность не просто увидеть некие обезличенные костюмы — «преданья старины», а благодаря сохранившимся сопроводительным запискам и обнаруженным на ливреях надписям узнать имена их владельцев.

Почти за каждым костюмом — своя история. Фирменный костюм младшего ламповщика Высочайшего двора Феодосия Кузьмича Петушкова,  костюмы арапов Николая Апти и Бориса Бадаса,  летний и повседневный костюмы лакеев, чьи имена канули в Лету, но слово «лакей», поверьте,  в данном случае вовсе не имеет обидного значения, если речь идет о  лакее 1-го  разряда Высочайшего двора.

Почти каждый костюм — чья-то судьба. Фрак гардеробщика Марии Федоровны Яна Миккелевича Вецвагара,  служившего верой и правдой почти 10 лет и после октября 1917 года оставшегося при гардеробе императрицы  в Гатчине и Петрограде ,  праздничный и повседневный фраки камердинера Николая II Терентия Ивановича Чемодурова, сопровождавшего царскую семью летом 1917 года в Тобольск, затем в Екатеринбург, арестованного в мае 1918-го...  

***

Более 250 экспонатов. Разные эпохи и стили, личные вкусы и привычки венценосных особ и их окружения. Вся  история Российской империи — от Петра I до Николая II...