Эрмитажный зал с почти интимным названием — «Синяя спальня» — уже традиционно считается местом камерных, но чрезвычайно изысканных выставок. Но нынешняя экспозиция сделана с таким вкусом и настолько красиво, что даже великолепная прошлогодняя выставка Веджвуда меркнет...

А всего-то надо было удачно выбрать тему! «Монолог в честь раковины» — 150 предметов декоративно-прикладного искусства от глубокой древности (IV тыс. до н.э.)  до наших дней из коллекции Государственного Эрмитажа объединены темой, простой, как дыхание, — морская раковина. Как элегантно охарактеризовал эту маленькую экспозицию директор Эрмитажа Михаил Пиотровский — «рококошная выставка», соединив в этом определении «роскошную» и «рококо» — стиль, влюбленный в замысловатые изгибы этого морского создания...  И не случайно. Ибо морская раковина — творение удивительное: она сродни искусству и творчеству — когда скользишь глазами по её изгибам или прикасаешься пальцами к её «замысловатостям», кажется, слышишь незримую музыку. Раковина подобна водной стихии, близка женской природе, загадочной и необъяснимой.  Поэтому с зарождения религиозных верований она оказалась в центре религиозного культа, а с появлением денег стала одним из первых денежных эквивалентов.

Не обошло вниманием замысловатые морские раковины и христианство: так, раковина морского гребешка стала отличительным знаком паломников, которые украшали ею шляпы, котомки и одежду. Талисман, оберег, украшение, произведение искусства и  просто ценный материал для ювелирных украшений — чем только не была морская раковина в истории человеческой культуры. Да и каких только раковин не изобрела матушка природа: наутилусы и раковины турбо, раковины каури, тридакны, турбинела рала... Одна привлекали внимание ювелиров богатством и изысканностью цветовой гаммы, приятной тактильностью — из таких создавали табакерки, пороховницы, разного рода коробочки. Другие использовали в качестве музыкальных ритуальных инструментов, сигнальных труб, охотничьих рожков. Из третьих вытачивали кубки, фонтаны, настольные украшения.


Не спеши! И думай...

Кроме морской раковины, нам известен знаменитый домик улитки. С этой спиральной раковиной связана не только тема медлительности и неспешности, но и образ сложной системы: в начальной точке спирали соединяются внутренний и внешний миры, и раковина словно воплощает два образа бытия — духовного и материального. Поэтому в средневековых текстах раковина обозначала терпящего духовную жажду паломника, а также решение, которое ищется в себе...


На выставке в Эрмитаже самые древние экспонаты — раковины, найденные во время археологических раскопок в  разных ареалах Евразии, которые служили украшениями и оберегами. Самые красивые экспонаты — роскошные изделия золотых и серебряных дел мастеров XVI – XVII веков, в которых раковина дополнена образами, связанными с водной, морской стихией: «пенорожденная» Афродита, повелитель морей Посейдон, тритоны, нереиды и  гиппокампы, дельфины и черепахи. «Рококошные» изящные табакерки, шкатулки, флаконы в виде раковин из разнообразных материалов – фарфора, поделочного камня, золота и серебра, украшенные резьбой, яркими эмалями, росписью...

Прелестные работы XVIII века на мотивы рококо и XIX века — в стиле морского рококо — «marina rococo style». Это уже неорококо, впитавшее в себя идеи рококо XVIII века — на выставке есть, например, наборы солонок в виде раковин английских серебряников, выполненные для королей Георга III и Георга IV. Завершают небольшую, но необыкновенно красивую экспозицию произведения искусства XX века, где раковина стала деталью скульптур, элементом мелкой пластики и мотивом ювелирных украшений.