Тема, которая стала главной для этой выставки, действительно объединяет всех нас, независимо от пола, возраста, образования и художественных вкусов, ведь эта экспозиция посвящена не только истории художественного жанра, но и самым важным для человека ценностям — семейным.
«Портрет семьи»
... это 200 произведений живописи, графики и скульптуры из собрания Русского музея от ранних образцов жанра семейного портрета в живописи и графике XVIII века до семейного портрета советского времени и инсталляции современной петербургской творческой группы «Колдовские художники», а также фотографического раздела, включающего архивные семейные фотографии, и медиаинсталляции, созданные на основе фото-материалов, предоставленных Русскому музею жителями
Опять из Европы…
Надо сказать, что до XVIII века семья не была в центре внимания искусства:
вицкий, Ф. Рокотов и другие.
Стремление представить себя и своих домочадцев в живописном изображении было свидетельством благосостояния, современности, усвоения европейского образа жизни.
В комнатах и в парках
В конце XVIII века стал популярен семейный портрет на фоне пейзажа. Тогда аристократы могли вести жизнь усадебную, вдали от столичной служилой суеты. Жизнь среди природы, чтение, занятие музыкой и живописью — вот она, настоящая семейная идиллия! Вот чем очаровывают нас семейные портреты В. Боровиковского: его модели не стесняются выражения чувств, а нежности отношений людей вторит и природа.
А в начале XIX века появляется так называемый семейный портрет «в комнатах» и «в интерьере». Люди пьют чай, музицируют, читают, курят трубки, играют за ломберными столиками в окружении домочадцев. И, рассматривая быт давно ушедших людей, мы слышим «эхо прошедшего времени» и ощущаем магический эффект присутствия в чужой жизни.
И умерли в один день…
Один из лучших семейных портретов начала XIX века — портрет князей А. А и
Братья и сестры
История «братского портрета» Бенуа работы Михаила Скотти интересна не только как отдельный портрет — это одно из звеньев цепи сменяющих друг друга поколений одной из самых известных фамилий в русской культуре. Количество архитекторов, художников, графиков, театральных художников, актеров, историков искусства, которых подарила семья Бенуа русской культуре, исчисляется несколькими десятками — их не менее пятидесяти!
Создатели петербургских зданий и сооружений, проектировщики старинных русских городов и современного Еревана, основатели художественных направлений — например, ни много ни мало «Мира искусства», живописцы с мировой известностью — одно имя Галины Серебряковой чего стоит! Даже великий актер Питер Устинов — и тот из рода Бенуа. Поразительная семья! А ведь начиналась она… с семьи придворного метрдотеля (или
На выставке представлен и семейный портрет Леонтия и Екатерины Бенуа художника Оливие 1817 года, на котором изображены сам Леонтий (Луи Жюль), его супруга, старшая дочь Жаннет, сыновья Михаил и Леонтий, дочери Александрина, Елизавета, Елена, сыновья Николай и трехлетний Франц (Франсуа). Историки пишут, что на картине нет сыновей Александра, Юлия (Жюля) и дочери Марии: они родились после 1817 года. Вероятно, Екатерина Андреевна на картине изображена беременной, поскольку сын Александр родился в 1817 году.
Яблоко от яблони
На картине Михаила Скотти «Пять братьев Бенуа», написанной в 1847 году, — братья Бенуа: Юлий, Николай, Леонтий, Франсуа и Александр. Нет только старшего брата Михаила, но Леонтий, изображенный в центре, держит в руках письмо, в тексте которого искусствоведы обнаружили слова «Ваш сын Михаил.
Что касается талантливых деятелей русской культуры, то самой творчески плодовитой оказалась линия четвертого сына Луи Жюля — архитектора Николая Леонтьевича Бенуа, который, закончив Петришуле, учился в Академии художеств, был помощником Константина Тона, объехал всю Европу, вернувшись оттуда, стал главным архитектором Петергофа… Такой старт для долгой истории блистательной культурной «веточки» Бенуа. Она продолжается и сегодня — совсем недавно в Русском музее была выставка Александра Бенуа ди Стетто, который является близким родственником Александра Леонтьевича Бенуа, Александра Николаевича Бенуа, Евгения Лансере и Зинаиды Серебряковой. Вот так.
Скандал в благородном семействе
Идиллия недолго царила в жанре семейного портрета: конфликтное время выплескивало семейные проблемы и на страницы литературы, и на холсты картин. Середина XIX века — именно в это время (в большинстве случаев у передвижников) появляются семейные портреты, в сюжете которых изображены семейные коллизии и конфликты.
В Русском музее хранится, например, «Сватовство майора» П. Федотова. Этой картиной, кстати, восхищался сам Карл Брюллов. Ирония и нелепость ситуации, изображенной Федотовым, заключается и в том, что майор, определенно, не потомственный дворянин, а получил дворянство вместе с очередным званием. Купеческую дочь выдают за «благородного», посему вырядили в будний день в бальное платье, а сверху по-купечески нелепо набросили платок. Да и родители невесты, обрадованные сватовством, одеты нелепо — то ли еще по-купечески, то ли уже по-дворянски. Что ждет впереди эту семью, которая начинается глупо, как дешевый спектакль? Вот вам и драма, вот и конфликт… Между прочим, Федотов хотел стать баталистом. И если бы не острый взгляд Ивана Андреевича Крылова, разглядевшего в художнике комический талант, то не знали бы мы того Федотова, который оставил свой след в истории искусства.
Новый мир построим…
Рубеж веков подарил семейной теме и мистическую глубину, и театральную игривость. Одни художники обращались к ушедшим эпохам, воссоздавая картины патриархальной русской жизни, другие (например, символист
И только в семейных портретах 1970-
Заметим, наконец, что в
Художнику А. Рябушкину, наверное, было достаточно написать одну эту картину, чтобы прославиться. Все свое творчество он посвятил допетровской Руси, а в «Семье купца» он изобразил домостроевский уклад во всей его полноте. Это такая «фотография» XVII века: властный и крепкий хозяин, глава семьи, нарядная купчиха в рогатой кике, с насурьмленными бровями и ярко нарумяненными щеками, замершая перед «объективом» старшая дочь, неестественно выпучившая глаза.
Естественным на этом портрете выглядит, пожалуй, только маленький наследник — «надежа» купеческая. Сразу понятно, что ему-то позволено все. И уж если захотелось погрызть пряничка, то ничто не остановит «малого». Кстати, для того чтобы познакомиться досконально с русским бытом XVII века, Рябушкин подробно изучал труды И. Е. 3абелина и Н. И. Костомарова, работая в Историческом музее.