В «Тайге» в рамках параллельной программы «Manifesta10» открылась выставка фотографий студентов эссенского университета Фолькванг (Германия). Название «BlickБлик» — игра немецкого слова «взгляд» и русского «блик»; это штудии двенадцати авторов-студентов c факультета искусств, работающих с наиболее актуальными проявлениями современной фотографии.
... Или, по крайней мере, актуальными для учебного процесса немецкого ВУЗа, претендующего на свой самостийный «Фольквангский» стиль. Темы фотографических исследований будут очень привычны зрителю, следящему за фотографией в разрезе современного искусства: работа с архивом, историческим и семейным, препарация самого средства фотографии (свет/ цвет/ научный аспект), исследование вопросов национальной и персональной идентичности, культурных различий и проблем потребления.
Визуальные ориентиры — очевидны. Это, безусловно, Вольфганг Тильманс, один из самых значимых современных художников (среди прочего, иностранец, получивший премию Тернера в 34 года), большая экспозиция которого находится сейчас в Главном Штабе Эрмитажа в рамках основной программы Манифеста10. Быть может, известный на родине и не только как пасынок канцлера Ангелы Меркель, художник Адриан Зауер, работающий в аналитическом аспекте исследования фотографии. Или Кристофер Уильямс, хоть и имеющий американские корни, но плотно на протяжении многих лет связавший себя с немецкой фотографией, с которой и ассоциируется.
Целый год выставка готовилась специально под специфический зал «Тайги», с которым действительно сложно что-то сделать в архитектурном плане. Было решено задействовать стеклянные бликующие стенды в поддержку названия и общей композиции. Из-за архитектурного хода немного сложно бывает отличить работы двух разных авторов. Тем более, что вместо подписей рядом положены стремительно убывающие открытки-миниатюры. Кстати, в краудфайндинговой кампании для выставки набор из 12 открыток предлагался за 50 долларов. Коллекционерам необходимо поторопиться – на выставке они раздаются бесплатно и, судя по всему, недолго.
У BlickБлик нет сквозной темы, максимум интерпретации: взгляд 12 авторов на сегодняшнюю фотографию, аналитический или интуитивный. Но наблюдать такие штудии – весьма ценно, прежде всего, за легкость формы и неперегруженность мощным смыслом. Практически у всех серий стадия «in progress», поэтому к выставке можно отнестись, не как к итогу, а как к процессу разворачивания актуальной мысли.
Тема архива — сразу у троих. «Иначе» Сюзанны Мьерзвяк/ Susanne Mierzwiak — визуально точная работа с семейными любительскими. Интуитивная ироничная компоновка изображений меняет контекст времени и пространства, надстраивает реальность до новых смыслов и взаимосвязей, чтобы случайное стало намеренным. Работа Кирстин Каарины Брандт/ Kirstin Kaarina Brandt «Margarethe», посвящена Маргарете Крупп, жене немецкого сталепромышленника Фридриха Альфреда Круппа, публично обвиненного в гомосексуальных связях и покончившего жизнь самоубийством. Исторический архив был найден в родовом поместье Маргареты, и странным образом не задействует никаких ярких фактов биографии небезызвестной фамилии. Частично исторический архив использован в серии «Баллада холодных фактов»: Лукаса Лангута/ Lukas Langguth. Автор исследовал пограничные земли Польши и Германии в поисках свидетельств общего ландшафта, следов исторических модификаций и подтверждений идеи о том, что пейзаж истории – понятие весьма умозрительное.
Не обошли вниманием сам медиум фотографии. Например, в серии «Color» Саскии Фишер/ Saskia Fischer, как ни странно — об изучении цвета. Или в серии Людвига Кюффера «RGB» — об исследовании взаимоотношений науки и фотографии. Людвиг реанимирует первоначальный процесс создания цветных фотографий, придуманный в 1861 году физиком Джеймсом Кларком Максвеллом: когда три черно-белых негатива переснимаются через цветные фильтры и накладываются друг на друга. В результате на финальном изображении возникают абберации, намекающие на природу своего создания.
Размышления в лучших традициях Томаса Деманда (художника-конструктора несуществующих интерьеров) можно наблюдать у Елизаветы Подгорной, петербургской художницы, инициировавшей привоз выставки на родину. Елизавету интересует понятие пространства и восприятие его человеком. Причем пространство она конструирует самостоятельно и дает ему возможность существовать только в качестве изображения. Видеонсталляция Лукаса Фаллера/ Lukas Faller — примерно на ту же тему, про нехватку естественного природного самоощущения в жестком урбанистическом пространстве.
Еще одна инсталляция, Якоба Форстера/ Jakob Forster — Гугл-переводчик, работающий над конвертацией русского текста на немецкий и обратно на русский, исследует коммуникативные ошибки и погрешности. Автор переводит предложения из сказок братьев Гримм, подаренные бабушке автора русской подругой. Немецкое происхождение сказочников, а также философ Вальтер Беньямин заставили Якоба внедриться в постижение аспектов непреодолимых различий двух культур.
Общее начало всей выставки видится, и здесь, наверное, нужно отдать дань академическому немецкому образованию, в приоритете идеи над методом. Первое, что нужно понять автору — что именно его может интересовать, чтобы впоследствии развить эту тему посредством фотографии. С поправкой на то, что не обязательно ограничиваться только ей, она прекрасно чувствует себя в условиях постоянно расширяемых границ. Необходимым и незаменимым инструментом останется только фотографический blick.