Нынешнее поколение, погруженное в компьютерные технологии и запутавшееся в социальных сетях, не знает, что нет занятия, увлекательнее и интереснее, чем... изучение семейных альбомов.
Листая семейный альбом
Занявшись этим старинным делом исключительно с научной целью, группа голландских ученых, возглавляемая Хайсом Кесслером, старшим научным сотрудником Международного института социальной истории, совершила множество открытий в области семейной жизни... Но не Голландии, а напротив того — России. Правда, Хайс Кесслер давно изучает русский язык, с 2001 года постоянно живет в России и жена у него русская, так что его интерес к проблемам русских семей неслучаен. А из десятков семейных альбомов, которые он исследовал, ученый выбрал самые «говорящие» фотографии, которые стали основой этой выставки.
Неженское дело
Выводы, к которым пришел Ханс Кесслер в процессе научной работы, довольно интересны для нас. Во-первых, ученый обнаружил, что, в отличие от голландских семей, российские семьи в XX веке были довольно молодыми, до 21 года: они складывались, когда молодые люди еще учились. А потому чаще всего о маленьких детях да и о самих молодых родителях продолжали заботиться мамы-папы, бабушки-дедушки. Так, все три поколения продолжали жить под одной крышей, как в старые добрые времена.
А второй причиной, по которой в России XX века складывались семьи из нескольких поколений, был, конечно, квартирный вопрос: ну некуда было уйти молодым в условиях недостатке жилья!
И еще одна, очень грустная, особенность российской семьи XX века, о которой узнали ученые: в прошлом веке в нашей стране было столько войн и репрессий, что мужское население оказалось в серьезном дефиците — еще большем, чем квадратные метры жилплощади. Посему главой семьи (если уж она сложилась) в России до сих пор остается женщина: и на работе, и дома, и коня на скаку, и в избу горящую...
Хроника частной и общей истории
Обо всех этих проблемах и рассказали голландским ученым фотографии. Вот, например, фото 1944 года: молодежь, приехавшая восстанавливать Днепрогэс — в кадре только девушки... И тот же год — «Молодежь, танцующая в общежитии»: в парах тоже только девушки... А вот уже 1974-й: Сургут, молодые папы-строители несут в мозолистых руках маленькие кулечки — новорожденных малышей. Определенно, жизнь налаживается!
И если на кадрах 20-30-х в основном рабочие общежития, то на снимках 60-80-х — новостройки, в крохотные, но зато отдельные квартиры которых со дня на день въедут счастливые новоселы. Конечно, с семьями!
А как отличаются лица на фотографиях разного времени! Так, дети начала века — это просто дети: улыбчивые, радостные, открытые. А дети 40-50-х — это почти маленькие взрослые: сосредоточенные, серьезные и даже испуганные. История оставляет на лицах неизгладимый отпечаток...
Король, королевич, сапожник, портной...
Девять семейных альбомов — история девяти российских семей — стали главной темой проекта. Каждая семья со своим особенным «характером». Вот, например, семейный фотоальбом Кеворковых. Из села Верхние Акулисы в Нахичевани семья в начале XX века перебралась в Тифлис, сменив крестьянский труд своих родителей на городские занятия — например, банковское дело. А в 1920-х следующее поколение переехало в Москву. Ну а последнее поколение XX века оказалось в далекой Америке — в поисках счастья и благополучной жизни, наверное... А какие только профессии не освоили Кеворковы: от крупного инженера и руководителя завода до артиста и преподавателя ГИТИСа!
А вот семья Самыгиных была верна Москве почти 80 лет! Четыре поколения Самыгиных жили в квартире в Печатниковом переулке в центре Москвы с середины 20-х до конца 90-х гг. И семейные фотографии не выходили за пределы этой квартиры и охватили более ста лет.
Есть и трагические семейные истории. Так, например, разглядывая семейную фотографию Бердичевских, можно узнать, что глава её, Сергей Ильич Бердичевский, — меньшевик, один из создателей Российской социал-демократической партии, участник лондонского съезда, долгое время жил с женой в подполье, но, когда появился первый ребёнок, которого нужно было отдавать в школу в 1911 году,. Сергей Ильич принял решение прекратить революционную деятельность. Он стал работать адвокатом, но это не спасло его от трагического финала: Бердичевский в 1937-м был сослан в Архангельск, а потом и расстрелян в 1938 году.
А на этом чудесном семейном фото сияющий счастьем папа — Александр Тимонич — подкидывает вверх сыночка: березовая роща, начало лета 1941-го... Через два года, в 1943-м, Александр Тимонич умрет в Ашхабаде, скорее всего, от голода…
Согласитесь, что история становится живой и понятной, когда у неё есть человеческое лицо. А где как не на семейных фотографиях запечатлевают такую историю? Посему прийти на эту выставку надо обязательно. И всенепременно прихватить младших членов семьи. Оторвав от телевизоров и компьютеров.