Их пути пересеклись в середине 50-х... Молодая актриса, еще студентка ВГИКа Людмила Гурченко приехала в Ленинград на свои первые съемки в фильме Яна Фрида «Дорога правды» на легендарной киностудии «Ленфильм». Фраза ее героини «Я не затем сюда приехала, чтобы молчать!» стала судьбоносной. В 2010-м на берегах Невы, куда актриса любила возвращаться, состоялся ее последний концерт. Интервал в 54 года между этими событиями — история любви удивительной женщины и необыкновенного города.
Воспоминания
Эту историю рассказывает открывшаяся в Шереметевском дворце выставка «Петербург Людмилы Гурченко. Роман длиною в жизнь». Экспозиция занимает три зала. Первый —«наполнен» воспоминаниями детства и юности Людмилы Марковны. В центре – фотографическая инсталляция: Люся с мамой — снимок 1943 года; рядом – маленькая Люся с задорным бантом на макушке – улыбка до ушей; здесь и фронтовой портрет отца, и фотокарточки, датированные 1957 годом, когда Людмила Гурченко приехала в родной Харьков уже в ранге знаменитости, после звездной «Карнавальной ночи»»... — все они словно парят в воздухе над центральным и самым важным экспонатом — баяном Марка Гавриловича, отца Гурченко. Именно отец был главным человеком в жизни актрисы, он научил ее ничего не бояться, внушил ей «абсолютную исключительность» и подсказал выбор будущей профессии, которая, по его мнению, не терпит стеснения, молчания и ожидания.
Cреди экспонатов — аттестат зрелости будущей актрисы с «тройкой» по физике и «пятеркой» по Конституции СССР и УССР, тетрадь с рукописью книги «Мое взрослое детство», личные вещи, связанные с Ленинградом-Петербургом (чайная пара ЛФЗ, скульптура Анны Ахматовой, сервиз, врученный актрисе на XVI Всесоюзном фестивале в Ленинграде в 1983 году), уже раритетная пудреница от Кристиана Диора, жемчужные бусы, а также костюм, в котором юная харьковчанка Люся Гурченко приехала в Москву поступать во ВГИК. Кстати, именно первый «сценический» костюм становится проводником в следующий зал, ставший ярким и значительным акцентом всей выставки.
Икона стиля
Людмила Гурченко обладала обостренным чувством прекрасного, любила окружать себя красивыми вещами, всегда особое внимание уделяла своему гардеробу. Некоторые называют ее обладательницей безупречного вкуса, другие говорят, что Людмила Марковна порой выбирала чересчур экстравагантные вещи, но в одном ей точно нельзя отказать — она была яркой, самобытной, исключительной. Некоторые из ее туалетов невозможно представить на ком-то другом, потому что этот блеск, перья, кружева, шелк, изобилие декоративных деталей, казалось, не портили только ее.
Актрису с точеной фигурой и сильным характером мечтали видеть в своих нарядах многие известные модельеры. Поэтому среди роскошных туалетов на выставке можно встретить и золотистый костюм, украшенный пайетками, бусинами Сваровски и аппликациями от Валентина Юдашкина, и изысканное черное платье с «обручами» на шее и рукавах от мэтра моды Кристиана Диора, и кричащее бежевое платье с изобилием декора от Леонида Гуревича, для которого актриса была главной музой и идеальной моделью.
Но, пожалуй, все же один костюм следует выделить особо – в конце зала представлен элегантный шедевр от Модного дома Татьяны Котеговой — жакет и длинная юбка в пол из шерсти цвета экрю. В нем актриса предстала на показе-вечере «Марлен Дитрих». Стильный и изысканый жакет украшает крупная брошь-птица, созданная из черных перьев и обрамленная декоративными камнями, она как-будто олицетворяет образ самой Гурченко — строгой, игривой, многогранной, лиричной и страстной одновременно.
Настоящим открытием для некоторых может стать тот факт, что почти каждый второй из представленных туалетов был создан по эскизам актрисы, доработан или декорирован ею лично: вот красное платье из «рытого» бархата, декор из бисера на манжетах дополнен самой Людмилой Гурченко, а вот тканевые туфли и театральная сумочка, расшитые руками актрисы. Здесь и изысканные аксессуары, и украшения с удивительными судьбами — например, брошь, подаренная Мстиславам Ростроповичем, золотые серьги Екатерининского времени с удивительной историей...
Петербургская выставка особое внимание уделила работе Гурченко на «Ленфильме», про который сама актриса когда-то сказала: «Здесь впервые в меня поверили как в драматическую актрису, здесь я чувствую себя желанной».
Город, любимый до слез
Завершающий аккорд — третий зал, посвященный самому важному в жизни Людмилы Гурченко — кино. В судьбе каждого артиста есть знаменательные моменты, есть и трудные времена. Людмила Марковна не стала исключением – яркое восхождение в «Карнавальной ночи», непростые, «простойные» 60-е годы, 70-е – комедийные работы в начале и сильные драматические роли в германовских «Двадцати днях без войны» и «Пяти вечерах» Михалкова в конце десятилетия, безусловное признание в 80-е...
Многочисленные афиши, кадры из фильмов, демонстрирующиеся на огромном, во всю стену экране, рассказывают о почти трех десятках ролей, сыгранных на легендарной ленинградской студии. Музыка, ее голос, глаза, улыбка, платье из «Соломенной шляпки» и белый берет из фильма «Двадцать дней без войны»... А на стене — плакат с фрагментами из воспоминаний Людмилы Гурченко о работе на «Ленфильме», о том, как во время представления в Ленинграде картины «Пять вечеров» режиссер Никита Михалков неожиданно вызвал на сцену актрису: «Надо сказать что-то несентиментальное. Придумать что-то с юмором, с самоиронией... И немного. Лучше одно. Такое одно, что расскажет о моей связи с Ленинградом. Чтобы все улыбнулись. А лучше аплодисменты. ...О уже что-то крутится, вот-вот... А-ай, будь что будет. “Здравствуй, мой любимый, родной Ленинград. Колыбель революции и моя!”»
Выставка открыта до 30 ноября.