Биеннале «Форма» — итог сотрудничества Государственного Эрмитажа и Фонда «ПРО АРТЕ». Только что Эрмитаж был награжден за проект «Манифеста» «Музейным Олимпом-2014». Следующий смелый шаг — проект дизайнерский.
«Музейный дизайн — это архитектурные и дизайнерские приемы и находки, предназначенные для обустройства музейной среды. Это обширное понятие, включающее архитектурное решение музейного пространства, дизайн постоянных экспозиций и временных выставок, новые представления музейной навигации, дизайн музейной печатной продукции и многое другое. Важной частью современного музейного дизайна является забота о посетителях с ограниченными возможностями».
Риск — это дело
Эта биеннале – эксперимент не только для Эрмитажа. Дизайн для России и для Петербурга в частности — тема, как правило, болезненная и чаще всего неуспешная. Лучшие дизайнерские школы, проекты, фестивали — это, увы, не наша история. Скорее история наших соседей – например, маленькой Финляндии. Пара дизайнерских галерей и ежегодно пробивающаяся «сквозь тернии к звездам» «St. Petersburg Design Week» — вот, пожалуй, и все достижения Северной столицы в этой области. Однако риск не только дело благородное, но и необходимое. Для того чтобы на болотистой питерской почве прорастали все же новые семена.
В программе...
В программу биеннале входят, во-первых, серия выставочных проектов, среди которых несколько музейных навигаторов — например, для Музея-квартиры Шаляпина — очень интересной музейной площадки, с отличной командой, но сложно раскручиваемой по причине и своей специфичности, и своего местоположения. К работе над выставками и экспозициями приглашены и отечественные, и зарубежные дизайнеры и дизайнерские бюро. Сам Эрмитаж, который отмечает в этом году юбилей, представляет выставку «История Эрмитажа в зеркале витрин», лекции дизайнеров и архитекторов, для специалистов – экскурсии по новым экспозициям отдела Востока, отдела Античного мира и отдела археологии Восточной Европы и Сибири.
Дизайн-путеводитель
Инверсия / ГМЗ «Гатчина»
Дизайн: Андрей Вовк / Ralph Appelbaum Associates (RAA), США – Россия
Проект «Инверсия» предлагает увидеть прошлое и настоящее Гатчинского дворца сквозь стены прозрачного куба и поразмышлять на тему сохранения культурного наследия. Куб-капсула дает посетителям возможность увидеть «закулисье» музея, те залы, которых еще не коснулись инструменты реставраторов и которые сохранили следы далекого и совсем недавнего прошлого, живые отпечатки истории. Прозрачные стены куба позволяют наблюдать за процессом реставрации и одновременно являются экраном, на котором демонстрируются старинные фотографии интерьера, материалы научной реконструкции, интервью со специалистами.
А также проект навигации в музее-заповеднике «Гатчина». Дизайн: Александр Менус, дизайн-студия «Своя школа», Санкт-Петербург.
«Поле боя – госпиталь» / Государственный Мемориальный Музей Обороны и Блокады Ленинграда
Дизайн: Barnbrook (Великобритания)
Выставка «Поле боя – госпиталь» расскажет об истории военной медицины Санкт-Петербурга – Петрограда – Ленинграда. Экспозиция посвящена подвигу военных врачей, которые, рискуя своими жизнями, спасали жизни чужие, возвращали в строй воинов, оказывали помощь гражданским лицам. Выставка занимает особое место в программе подготовки празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.
«На память о памятнике» / Государственный Музей Городской Скульптуры. Новый Выставочный зал
Дизайн: Арне Кворнинг / Kvorning Design & Communication (Дания)
Выставка расскажет историю бытования наиболее известных петербургских памятников с помощью открыток из коллекции Музея городской скульптуры. Открытки – особый иконографический материал, способный дать представление о памятнике, его состоянии, сохранности деталей в разное время, проследить, как со временем менялся городской пейзаж в окружении памятника, как памятник становился свидетелем городских торжеств или драматических событий. Помимо рассказа об истории открыток, посетителей выставки также ждет коллаж из более чем 1500 открыток, которые благодаря оптическому эффекту будут складываться в единое изображение.
А также «Триумфу Российской императорской гвардии» / Государственный музей городской скульптуры. Выставочный зал «Нарвские триумфальные ворота» / Дизайн: Егор Ларичев, Дмитрий Барьюдин
Дизайн навигации для Дома-Музея Ф. И. Шаляпина
(Филиал Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства)
Дизайн: Пия Пирхонен, Сами Хоппания/ Intro Design (Финляндия)
Дизайнеры разработали новую систему навигации для музея, начиная с уличных стрит-лайнов и информационных стендов и вплоть до этикеток в экспозиции. Музей должен быть заметен, у него должен быть узнаваемый имидж, дорогу в музей должно быть просто отыскать, а разъяснительные надписи в экспозиции и даже туристическая информация во входной зоне музея должны быть легко читаемы и красиво оформлены. Специалисты финского дизайнерского агентства Intro работают над созданием нового имиджа музея, используя архивные материалы и фотографии.
Выставка «Занимательная археология» / Мемориальный Музей «Разночинный Петербург»
Дизайн: Никита Сазонов
В 2012 г. Институт истории материальной культуры РАН передал в фонды музея уникальную археологическую коллекцию – свыше 5000 единиц хранения, которая отражает быт «Разночинного Петербурга». Археологическая коллекция — богатый материал для исследований — позволяет музею воссоздать быт «непарадного» Петербурга и познакомить с ним посетителей.
На основе материалов из археологической коллекции, с помощью приглашенного дизайнера, музей создает интерактивную выставку «Занимательная археология», на которой каждый посетитель может стать исследователем. Зрители попадут внутрь археологического раскопа, где им предложат примерить на себя роль археолога. Каждый предмет, найденный археологом, несет целый пласт информации, а группа находок позволяет воссоздавать исторические сюжеты.
А также новые музейные экспозиции: в Государственном музее политической истории России — «Человек и власть в России в ХIХ–ХХI вв.», Мастерская М. К. Аникушина (филиал Государственного музея городской скульптуры), выставки Государственного музея архитектуры им. Щусева (Москва) — «Музейный кластер» и «Дом Мельникова» — в Центральном музее связи имени А. С. Попова.
«Зрелища Хлеба. Новые идеи для Музея» / Санкт-Петербургский Музей Хлеба
В рамках биеннале в музее пройдет выставка «Музейный плакат», где будут представлены результаты международного конкурса музейного плаката для молодых дизайнеров, который проходил в трех номинациях: «Санкт-Петербургский музей хлеба. Рекламный плакат», афиша к выставке «Вкус хлеба», афиша к выставке «Хлебные машины: от зерна до пекарни».