4 декабря VashDosug.ru побывал на открытии выставки «Туве Янссон. Жить, мечтать парить». В этот вечер в Выставочном зале РОСФОТО яблоку (или что там у нас зимой падает? — снежинке) негде было упасть. Что не удивительно...
Туве и мы
В Петербурге, кажется, к знаменитой финской писательнице, художнице и создательнице муми-троллей отношение особое. Не зря наш город стал практически городом-побратимом Хельсинки, где в этом году отмечалось столетие Янссон с небывалым размахом. Лекции, круглые столы, выставки... Кажется, мы узнали о ней в этом году не меньше, чем жители столицы Финляндии. Думаю, почитателей Туве в Питере даже больше, чем в Москве, что объяснимо и с точки зрения географии, от Москвы до Хельсинки — 1106, от Питера — всего-то 384 километра. Хоть каждые выходные выезжай... Еще жители Петербурга, как и жители Хельсинки, выросли в окружении северного модерна (забавно, что здание РОСФОТО на Большой Морской также — северный модерн, к тому же оформленный Николаем Рерихом на темы «русского Севера»), что не могло не отразиться на восприятии жизни — несколько мрачноватом и в то же время иронично-ерническом... Все мы немного муми-тролли и в чем-то снусмумрики...
Муми, Кант и мы: изыскания
В статье Хенрики Рингбом о комиксе «Муми-троль и конец света» приводятся следующие воспоминания Туве Янссон: «Возможно, это покажется невероятным, что первый муми-тролль был карикатурой на Канта, но это так. Туалет у нас был на улице, и его стены, как обычно бывает, были обклеены красивыми картинками из рождественских газет, анекдотами, цитатами... Мы записывали собственные размышления на стену, тщась быть глубокомысленными. Мой брат Пьер Олав что-то написал, я ответила, и все лето мы так переписывались о чем-то важном (...). Его последняя запись была цитатой из Канта, на которую мне нечего было возразить. Единственным выходом было нарисовать такое ужасное существо, на которое я только была способна и подписать под ним: «Кант!» Это и был первый муми-тролль!».
Почти уверена, что Пьер Олав процитировал самые известные слова немецкого философа, а именно: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Ведь под ними подпишется и муми-тролль и почти каждый житель Муми-долла. Да и мы, считающие своим долгом хоть раз в жизни посетить могилу Иммануила Канта в Калининграде, подпишемся.
Собственно о выставке
Выставка организована Государственным музейно-выставочным центром РОСФОТО и Институтом Финляндии в Санкт-Петербурге и представляет коллекцию фотопортретов Туве Янссон и трех мест, ключевых для ее жизни и творчества: квартире в хельсинкском районе Катаянокка, где Туве жила в детстве, мастерской художницы в районе Улланлинна и архипелагу Пеллинки, где писательница провела свои поздние годы. Фотографии сняты двумя людьми: ее другом Карлом Густафом Хагстрёмом и братом Пером Оловом Янссоном. Выставка снабжена табличками, информирующими посетителей об этих периодах жизни Янссон, а каждая фотография — цитатами, комментариями. Тонкими, печальными, остроумными, в зависимости от того, что именно изображено на фото. «Свобода — лучшая вещь на свете», — написала Туве в детстве. Такая подпись сопровождает фото Туве в юном возрасте. «Глядя в круглое окно в спальне, она мечтала о том, чтобы научиться летать» — подпись к изображению дома, в котором прошло ее детство. А вот подписи к фотографиям уже далеко не молодой женщины: «Отправляю вам новую хайку, она рассказывает о старой женщине, которая отправляется к далеким темно-синим горам. В молодости ей не довелось их увидеть. А теперь нет сил, чтобы дойти до них». Еще: «Наступило лето, и внезапно стало тяжело доставать из воды сети. И произошло нечто совершенно непростительное — я стала бояться моря».
Лучшая вещь на свете
«Возвращающийся домой фотолюбитель со множеством сделанных художественных снимков представляет собой не более отрадное явление, чем охотник, возвращающийся из засады с таким количеством дичи, которое имело бы смысл, только если бы он нес ее на продажу», — заметил как-то теоретик культуры, литературный критик и эссеист Вальтер Беньямин. Поверьте, фотографии представленные в РОСФОТО — другого свойства. Они — коллекционные, поэтичные и любовно воспроизводящие для нас страницы жизни прекрасного писателя, свободного и открытого жизни человека. Туве Янссон.
Выставка продлится до 25 января.