Тео Фрай не вошел в учебники по общей истории фотографии, его совсем не знают в России, и скорее всего, немногие в Швейцарии. Этот автор оставил после себя весьма красноречивые документы эпохи, часть из которых Фонд швейцарской фотографии привез в «РОСФОТО».
У себя на родине Тео Фрай (1908–1997) считается одним из самых известных представителей швейцарской репортажной фотографии. Как журналист он сотрудничал с популярным иллюстрированным еженедельником «Bildberichte Zürcher Illustrierte», газетами «Föhn» и «Neue Zürcher Zeitung». В 1930-40-е гг., на которые пришелся пик творчества Фрая, в Швейцарии господствовала мода на предметную немного абстрактную съемку, родственную с экспериментами сюрреалистов начала века — «новую фотографию».
Еженедельник «Zürcher Illustrierte» задавал планку активно развивающейся репортажной фотографии в ее журналистском аспекте, где более всего ценилась спонтанность и скорость работы с материалом. Фрай, несмотря на сотрудничество с этим изданием, начал эксперимент над собственным языком и стилем. Оставаясь верным социальной тематике, он считал, что фотожурналистика — слишком стремительна для восприятия мира и предпочитал документальные исследования с полным и долгим погружением в материал. Поэтому с большой радостью в 1938 году воспринял заказ от Швейцарской национальной выставки, где предполагалось развернуть карту культурного разнообразия страны.
Тео Фрай должен был снимать преимущественно сельское население из двенадцати кантонов Швейцарии. Примерно в это же время американский фотограф Уолкер Эванс, снискавший впоследствии мировую славу и известность, чьи снимки выставлялись в музее Метрополитан в Нью-Йорке, выполнял похожий заказ Администрации по защите фермерских хозяйств (FSA), снимая последствия Великой депрессии в провинциальной Америке. Подходы этих двух фотографов перекликаются: они подолгу проводят со своими героями, вступают с ними в непосредственный контакт и используют средний и большой формат.
Вопиющая нищета и бедственное положение европейских крестьян в 30-е годы — совсем не новость, к примеру, для Германии пребывавшей в глубоком экономическом кризисе после Первой мировой войны. Или для Испании времен гражданской войны, голод и нищета которой задокументированы Бунюэлем в «Земле без хлеба». Но, зная историю Швейцарии, не вступавшую в Первую мировую и соблюдавшую вооруженный нейтралитет во Вторую, сложно представить на мирных сочных альпийских лугах все те же ставшие привычными депрессивные картины убогого существования.
Зрителям из России более всего будут интересны фотографии военного периода, по которым никогда точно не определишь запечатленное время без подсказки в датировке. Интересны несменным настроением: на лицах людей не появляется тревожность, в глазах не появляется пустота.
Жизнь идет своим чередом, бытовые трудности сменяются небольшими радостями. И никаким образом по фотографиям невозможно определить, что в каких-нибудь пятидесяти километрах идет бойня, а в каких-нибудь ста – развернулся лагерь смерти.
В начале Второй мировой войны в качестве официального фотографа вооруженных сил Швейцарии Фрай принимал участие в создании специального «Фотографического отделения». Сотрудничество с военным ведомством весьма способствовало развитию фирменного вдумчивого подхода. Фрай продолжал подолгу всматриваться теперь уже в выбритые затылки солдат, однообразно коротавших службу за составлением письменных рапортов. Они стали благодатным материалом для фотографа в его желании концентрироваться не на гуманистическом и остросоциальном содержании, а заботиться об эстетической безукоризненности хорошо скомпанованного кадра.
Выставка продлится до 15 февраля.