В рамках перекрестного года России и Британии в РОСФОТО открылась выставка с многообещающим названием «Фотография Викторианской эпохи». Ради привлечения зрительского внимания в аннотации указана и в иллюстрации вынесена девочка-прообраз героини Люиса Кэррола Алисы, Алиса Лидделл с фотографии Чарльза Людвиджа Доджсона.

Увидеть подобные снимки за пределами Англии — большая редкость. На родине фотоработы прерафаэлитов вызывают зрительский ажиотаж и очереди в музей. Но дьявол, как известно, кроется в деталях...

Сама экспозиция поделена на две части. За городскую и пейзажную фотографию отвечает типичный для второй половины XIX века подарочный альбом из собственного собрания РОСФОТО с видами городов и окрестностей Шотландии. Авторы альбома — Джеймс Валентайн, шотландский фотограф, специализировавшийся на видовой съемке для готовых альбомов и фотооткрыток, в том числе издававшихся (с 1850-х годов) его полиграфической фирмой «Valentine & Sons», и Джордж Вашингтон Уилсон — мастер видовой фотографии, снимавший архитектурные и природные ландшафты Шотландии, Англии и Северной Ирландии.

Основную часть экспозиции представляет коллекция «Прерафаэлитизм в искусстве фотографии», переданная Британским Советом в дар Томскому областному художественному музею около пяти лет тому назад. Это работы художников, относящихся к прерафаэлитам и их кругу – Данте Габриэля Россетти, Джулии Маргарет Кэмерон, Генри Пича Робинсона, а также менее известных мастеров эпохи: Роджера Фентона, первого официального военного фотографа и леди Клементины Хаварден – первой женщины-фотографа.

Изображения более чем уникальны. Они чудесным образом переносят в тот решающий период нового осмысления английского изобразительного искусства, когда группа молодых авторов решила уйти от академизма и, мечтая о свободном творчестве флорентийцев Кватроченто, создала свой мир потустороннх и мистических образов. Их манифесты, сформулированные большей частью для живописи, оставили свой след на фотографиях – больше символичных, нежели реалистичных. Женщины (на многих фотографиях запечатлена муза прерафаэлитского братства Джейн Моррис – жена Уильяма Морриса и любовница Данте Габриеля Россетти) — бесплотные духи, замершие в театральной позе или прикрывшие глаза, словно уже умерли. Мужчины – величественны, печальны и андрогинны.

Каждый снимок — отдельно срежиссированное полотно, в котором нет спонтанности, а есть продуманность каждой детали, работающей на самоуглубленность модели (дополненную долгой выдержкой фотоаппарата). Не менее трудозатратными являются процессы фотопечати того времени. Например, печать с мокроколлоидных негативов, требовавших, чтобы стеклянная пластина с нанесенной на нее светочувствительной эмульсией была проэкспонирована во влажном состоянии. Негатив проявлялся, промывался и покрывался лаком. Отпечатки делались контактным способом, для этого негатив накладывали на фотобумагу и экспонировали при солнечном свете.

Джулия Маргарет Кэмерон, которой камеру подарили ее собственные дети, начала самостоятельно осваивать этот процесс вместе с фотографированием в возрасте 48 лет. Здесь начинаются детали. Рассмотреть всю магию трудоемких процессов решительно невозможно, потому как подавляющее большинство представленных снимков — это цифровые копии. Равно как и сам дар Британского Совета, который непосвященного зрителя может удивить неслыханной щедростью. Это также копии с оригинальных изображений (в сопроводительном тексте выставки нюанс опускается).

Помимо десяти альбуминовых пейзажей, можно постараться и найти еще пять оригинальных портретов неизвестного автора, выполненных в технике вудбуритипии – фотомеханического процесса, использовавшегося в то время для массового производства репродукций и книжных иллюстраций.

Конечно, для выставки со столь громким названием такое маленькое количество оригиналов — катастрофически мало. Поэтому, если вы хотите увидеть действительно исторический документ того времени, выполненный руками автора, посетите до конца января ретроспективу Джулии Маргарет Кэмерон в Москве, в Мультимедиа Арт Музее. Тем более, как признается директор, Ольга Свиблова, несмотря на содействие лондонского Музея Виктории и Альберта, эта выставка, оказавшаяся одной из самых дорогих в истории МАММ, пока еще не пользуется должной популярностью у российских зрителей.

Выставка в «РОСФОТО» продлится до 1 февраля 2015 года.