Афиша выставки «Мир лишь луч от лика друга, всё иное — тень его!» Дервиши: образ и слово в Санкт-Петербурге
Серия фотопортретов дервишей.
В распространении ислама по всему миру огромную роль играли и играют суфийские учения и практики. Важная часть медитативной практики суфизма — коллективные дервишеские радения, легко включали в себя элементы местной культуры, что серьезно облегчало восприятие исламских истин в первоначально чуждой культурной среде. Такие радения часто сопровождаются игрой на музыкальных инструментах, пением, рецитацией фрагментов Корана, особыми ритмизированными движениями, кружением, молитвенными позами, контролем дыхания. Погружение в стихию звука и движения было одним из способов достижения экстаза. Именно поэтому частью проекта стал мавлавийский ритуал сама‘ (кружения), который символизирует мистическое странствие.
Яркие образы дервишей издавна привлекали внимание европейцев, искавших на Востоке как мудрость, так и экзотику. Во многом благодаря такому интересу и была создана выдающаяся серия фотопортретов дервишей, принадлежащая замечательному фотографу Антону Севрюгину (1830—1933), которому на довольно значительный срок удалось «монополизировать» создание образа Персии для внешнего мира. Севрюгин, сын российского дипломата, стал придворным фотографом династии Каджаров и владельцем одного из самых успешных фотоателье в Тегеране. Большая коллекция его фоторабот хранится в фондах Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). Именно они и составили основу выставочного проекта.