Афиша выставки Лера Нибиру. Путешествие Кромхеля на седьмое небо в Санкт-Петербурге
Русский музей является одним из пионеров в освоении видеоискусства в российском музейном пространстве. Начиная с 1996 года с выставки «У предела», на которой впервые в России были представлены работы классиков видеоискусства Билла Виолы и Брюса Наумана, в музее неоднократно проводились выставки с участием международных и российских видеохудожников.
Экспериментальная анимация Леры Нибиру завершает серию выставок «Механический балет. Видеоискусство в Музее Людвига в Русском музее». Название цикла отсылает к одноименному короткометражному фильму известного французского художника Фернана Леже «Механический балет» (Ballet mécanique), снятому в 1924 году. Этот «танец машин», объединенных ритмом и монтажом, оказал огромное влияние на развитие авангардного кино и анимации. В семи выставках, последовательно показанных друг за другом в Музее Людвига в Русском музее, художники по-разному переосмысливают опыт киноавангарда, традицию «оживления» механизмов и подчеркнутого автоматизма движений в перформансах. Огромное значение играет звук, который визуализируется в абстрактных и фигуративных образах, а также движение камеры и монтаж – элементы новой хореографии видеобраза.
Лера Нибиру окончила Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения по специальности «анимация» (2003). Она является одним из организаторов фестиваля OpenDefence, посвященного молодым авторам в сфере моды и дважды была номинантом премии Кандинского (2008, 2010). Художница создает концептуальные произведения, в которых соединяет графику, фотографию и объекты, и работает в жанре анимации. Взяв себе имя мифической двенадцатой планеты Солнечной системы, Лера Нибиру творит миры на пересечении сна и яви, мифа и реальности, взрослого и детского. Нибиру - космогоническое понятие из шумеро-аккадской мифологии, которое означает переправу, место пересечения. Историю «Путешествие Кромхеля на седьмое небо» Лера Нибиру увидела во сне. В 2016 году она представила её в формате масштабной рукодельной книги в Музее сновидений Зигмунда Фрейда в Санкт-Петербурге. Выставка вдохновила композитора Николая Судника на создание оперы. Художница написала либретто и сделала часовой анимационный фильм. История Кромхеля, многоглазой блуждающей кометы, придуманной художницей, описывает его рождение и прохождение сквозь семь слоев мифической реальности. Чтобы понять, кто он такой и каково его предназначение Кромхель проделывает путь из глубокой расщелины, символа тьмы, на седьмое небо — метафору света. «Путешествие Кромхеля на седьмое небо» напоминает древний космогонический миф и продолжает традицию экспериментальной анимации.