21 и 22 сентября Петербург увидит «Красную Жизель», спектакль, бывший некогда визитной карточкой этого театра.
На протяжении многих сезонов «Красная Жизель» с триумфом исполнялась на престижных сценах Америки, Европы и Азиии. Впрочем, увидеть новую версию нашумевшего балета смогут лишь те, кто заранее купил билеты в Александринский театр. Все они разошлись еще летом. И тем, кто спохватился только сейчас, попасть на премьеру практически невозможно.
Впервые историю известной балерины XX века Ольги Спесивцевой Эйфман рассказал в 1997 году. Полные залы, аншлаги, и только к 2013-му популярность спектакля сошла на нет. Режиссер взял паузу, чтобы когда-нибудь вернуться к постановке, переосмыслив ее. И когда такой момент настал спустя два года, оказалось, что время прошлой «Красной Жизели» ушло, и единственный способ вернуть ее на сцену — написать новую «Жизель».
Борис Эйфман, художественный руководитель государственного академического театра балета: «Когда я приступил к восстановлению этого спектакля, я увидел, что он как бы не соответствует сегодняшнему техническому уровню наших артистов и технологическому уровню нашей техники. Мы далеко ушли вперед. И я начал его модернизировать. Фактически я создал новый спектакль на уже известную тему».
Критики называют этот балет философским и психологическим. Сам Эйфман говорит, что он еще и исторический, эдакий балет о балете. История жизни русской балерины, оказавшийся в вихре революционных событий, собственных страстей и в итоге вынужденной иммигрировать, оказала на театрального режиссера неизгладимое и глубокое впечатление.
Борис Эйфман: «Я был потрясен, узнав детали ее жизни: уникальная актриса, обласканная славой, боготворимая поклонниками и критиками, 20 лет провела в клинике для душевнобольных под Нью-Йорком, оказавшись абсолютно одинокой и бесправной. И те трагические эмоции, что я испытал, стали импульсом для создания спектакля. Это не иллюстрация биографии Спесивцевой, а попытка обобщить века, ее судьбу и судьбы многих талантов, вынужденных покинуть Россию, переживших трагический исход.
Спесивцева была гениальной Жизелью. Балерина настолько глубоко погрузилась в мир своей героини, что ей уже не хватило сил вернуться обратно, в реальную жизнь: судьба Жизели стала и ее судьбой. Но роковую роль в жизни Спесивцевой сыграло и то, что, будучи примой-балериной, она оказалась вовлечена в кровавые события революционного Петрограда, и этот красный знак, как знак судьбы, преследовал и мучил ее. Эмиграция принесла не только разочарования — как творческие, так и личные — но и наполнила жизнь Спесивцевой еще большими трагедиями, что привело, в конечном итоге, к катастрофе. Создавая этот спектакль, мы хотели, чтобы балетный театр отдал дань памяти Ольге Спесивцевой — великой балерине с трагической судьбой».
В постановке Бориса Эйфмана балерина Спесивцева сходит с ума прямо на сцене, исполняя роль Жизели. Буквально повторяя ее судьбу. Жизель потеряла рассудок, узнав, что возлюбленный обманул ее, и умирает. Для героини Эйфмана безумие же вовсе не девиация, а уход в другой мир, его исследование. Как и в первой версии балета — в новой «Красной Жизели» повторится сцена с зеркалами, увлекающими героиню. К слову, все декорации и костюмы для новой постановки тоже новые, но выполненны все тем же известным театральным художником Вячеславом Окуневым.
Музыкальная составляющая картины не менялась. Балет различных стилей (преимущественно относимый критиками к неоклассике) зритель все так же будет смотреть под прекрасную музыку Чайковского, Шнитке и Бизе.
Роль русской примы-балерины Ольги Спесивцевой впервые исполнит солистка театра Эйфмана Мария Абашова, играющая практически все главные партии в спектаклях именитого режиссера. Сложная роль, которую когда-то исполняла блистательная Вера Арбузова, легко и органично исполняется Марией. Движения отточены в каждой сцене, но вот сама трагическая история кажется чем-то из другого мира, прошлого века. Что недалеко от истины.
Мария Абашова, солистка Театра балета Бориса Эйфмана: «Не думаю, что такая история могла бы повториться сегодня. Сейчас очень просто уехать в другую страну. А тогда это было практически невозможно... Что меня связывает со Спесивцевой? Наверное, только мучительный труд балета. Это каторга в цветах нас связывает. И потом партия Жизели, она у каждой солистки в голове. Я не знаю балерины, которая бы не хотела станцевать Жизель. Пережить бурю страстей на сцене».
Роль партнера Спесивцевой исполняет заслуженный артист России Олег Габышев. Как признается сам актер, игравший и в первой версии «Красной Жизели», исправлять хореографию было довольно сложно. Впервые он участвовал в этой постановке 12 лет назад. В новой версии балета движения стали более мягкими, образы Учителя, Партнера и Чекиста стали более самостоятельными.
Новую «Красную Жизель» Эйфман «протестировал» на зарубежных артистах. В апреле новая редакция спектакля была показана в Венской народной опере. Петербургская же версия будет еще интереснее.
Борис Эйфман: «Не могу сказать, что это будет тот же спектакль. Я никогда не делаю чистого переноса. Поэтому венские артисты, венский кордебалет, он отличается от моего знаменитого кордебалета. Поэтому, конечно, когда я начал ставить его на своих артистах, спектакль обрел новое дыхание. И можно сказать, что это будет именно петербургская премьера».
В планах Бориса Эйфмана возвращение на сцену и других выпавших из репертуара спектаклей: «Чайка», «Русский Гамлет», «Я — Дон Кихот», «Убийцы».