В петербургском Мюзик-Холле представили премьеру «Онегин» — мюзикл о русской душе, любви и нелюбви. Все с 3D-эффектами и звуком Digital Surround, то есть вокруг. На спектакле побывал корреспондент «Вашего досуга».
Перед премьерой актриса Анастасия Макеева сказала: «Друзья мои, вы не представляете, какое удовольствие — выходить на сцену, когда ты видишь полный зал людей, которые приходят за духовной пищей. Сегодня для вас открываются новые двери — это проект «Евгений Онегин». Это наша классика, это наша гордость. Это наша культура, которую надо прославлять, к которой надо привлекать и молодежь, и людей разных возрастов».
От классики в ее классическом (уж простите за тавтологию) понимании осталось мало. От этого мюзикл скорее выиграл, чем проиграл. Да и сам жанр обязывает к эксцентричности и экспериментам.
Главные роли наравне с актерским составом исполняют и трехмерные компьютерные декорации, как раньше говорили в фантастических фильмах, «голограммы». Именно они создают на сцене эффект оживших диснеевских мультиков. Цвета, движения актеров в ярких нарядах, — яркая двухчасовая феерия с 15-минутным антрактом.
Для начала скажем, что Онегиных в постановке целых двое. Речь не об актерах, исполняющих молодого повесу. Первый акт: на сцене появляется старичок в окружении прислуги из дома скорби (как он сам его называет). Вокруг витают французские фразы, месье Онегин погружается в сон, в который вовлекает и зрителя.
Буквально с первых минут постановки зритель знакомится с еще одним персонажем, которого Пушкин явно не задумывал. Некая нечистая сила — воплощение альтер эго Евгения Онегина, вечно побеждающее его и в нем зло. Музыкальный руководитель постановки Антон Танонов пояснил: «Творческий проект — это обязательно другая история. К тому же этот персонаж — безмолвный, стихов Пушкина не произносит. Его оружие — музыка и хореография». А досталась роль Демона артисту балета Михайловского театра Денису Алиеву.
Онегину не чуждо ни хорошее, ни плохое. Он живет так, как пристало молодому и свободному дворянину. На сцене происходит даже больше, чем то, что обсуждали на уроках литературы. Постельная сцена — с Верой Свешниковой, исполняющей Татьяну, — самый яркий пример. Будуарными баталиями героев постановка не ограничивается. На сцене одна за другой меняются декорации.
Атмосферу изысканных петербургских балов сменяют деревенские праздники: Иван Купала, Масленица, проводы зимы с запоздалой метелью. И все это под прекрасные голоса главного состава: Кирилла Гордеева (он же Онегин), Веры Свешниковой (Татьяна), Антона Авдеева (Ленский), а также обладательницы премии «Золотая маска» Мананы Гогитидзе (исполняет роль няни сестер Лариных). Бессмертные слова классика, наложены не только на музыку Чайковского, композиторы Антон Танонов и Глеб Матвейчук сплели музыкальное полотно, в которое органично включили еще и народные напевы, и музыку в стиле мюзикла.
Работала над проектом продюсерская компания Makers Lab, автор нашумевшего мюзикла «Мастер и Маргарита», который показывается в Мюзик-Холле уже год. Себе продюсеры не изменяли, яркость и демоничность своего авторского стиля смягчать не стали.
Самые эффектные сцены происходят во втором акте. Сцена начинает крутиться как волчок. Татьяна и Онегин — как бы сейчас сказали, выясняют отношения, — под музыку Чайковского на ветру. Ну а сцена дуэли легко переносит зрителя из бури в душе героев во вполне реальную непогоду. Чем все закончится, вы уже знаете.
Великолепно воспроизводят атмосферу XIX века аутентичные костюмы: кокетливые веера, тончайшие кружева, дамские корсеты и чулки, перчатки и цилиндры, манто и фраки.
Продюсер, автор либретто и режиссерской концепции Ирина Афанасьева заверила: постановка хотя уже и показана зрителю, а работа над ней не заканчивается:
«Мы с композитором год создавали этот мюзикл, еще полгода шел постановочный период, но этого времени оказалось недостаточно. Будем оттачивать нашего «Онегина», он заиграет, заблестит и станет еще лучше! — заверила Ирина Афанасьева. — Как было с «Мастером и Маргаритой»? Мы сделали громкое заявление на весь город и на всю страну, сейчас на Бродвей даже едем».
Постановку уже показали в столице. А в следующем году проект появится в одном из нью-йоркских театров. И станет единственным отечественным мюзиклом, который войдет в репертуар бродвейского театра.