Александр Островский в петербургском театре сегодня нарасхват. Оставить за скобками бытовую конкретику девятнадцатого века, исторические и языковые архаизмы, и вот он — наш день, где на каждую овцу непременно найдется свой голодный волк.
Нынешние паратовы и бальзаминовы все так же ищут богатых невест, жадовы с глумовыми — доходного места, катерины бросаются в любовь, как в реку, бесприданницы всех мастей приносят последнюю, как им кажется, жертву. И все вместе утверждаются в тезисе, что правда — хорошо, а счастье все-таки лучше.
Репертуар Академического театра комедии им. Н. П. Акимова пополнился еще одной комедией Островского — художественный руководитель театра Татьяна Казакова представила публике «Бешеные деньги». Мир героев этого спектакля, в котором выпукло представленные пороки и добродетели вступают в сложную игру и взаимосвязь, продолжает сатирическую линию репертуарной политики театра, в которой всегда важное место занимала социальная критика, представленная такими спектаклями, как «Визит дамы», «Тень» и «Дракон».
Надеждой Антоновной Чебоксаровой (эту роль в спектакле блестяще исполняет Ирина Мазуркевич) движет отчаяние: денег нет, а честь фамилии поддерживать нужно — без этого нечего и думать, чтобы любимая дочка Лидия (актриса Дария Лятецкая) выгодную партию сделала. А женихов вокруг — не рать. Престарелый князенька Кучумов (Сергею Русскину отлично удается гремучая смесь тотальной лжи и неутолимого сладострастия) хоть и важный на вид барин в позолоченных позументах, да женат, и любовница ему не по карману. Ироничный до цинизма Глумов (Дмитрий Лебедев) сам за приданым охотится, чего и не скрывает. А обаятельному вертопраху Телятеву (Николай Смирнов) ни жены, ни денег не нужно. Разве что бешеных, которых не жаль, потому как не честным трудом нажиты.
Вот и приходится маменьке искать расположения внезапно появившегося на горизонте наивного провинциала-миллионщика. Благо он вроде влюблен в ее Лидию без памяти. Да только Савва Геннадьич Васильков (артист Александр Матвеев) не так наивен и прост, как поначалу кажется окружающим. Он истово верит в свой благородный принцип: «в практический век честным быть не только лучше, но и выгодней» и никогда не пойдет на компромисс. Его любовь на словах цену имеет: «денег не пожалею, а из бюджета не выйду», а на самом деле он человек нежный и ранимый. Долго, страстно он борется с этой ветреной красавицей, неспособной жить без золотой пыли, наставляет ее на путь истинный, да не справляется. Полюбил ведь всерьез и чуть не умер от предательства: жалеете на меня денег, заявила молодая жена, продам себя другому. Но закваска у Василькова крепкая — не сломался. Нашел точку опоры: «мне такая жена и нужна — блестящая, с хорошим тоном…», заплатил за жену все долги и все-таки победил. И забудет теперь эта недоступная восхитительная женщина притягательность золота и роскоши, прогонит прочь поклонников и пойдет к нему, воспитания для, в экономки — варенье в деревне варить да грибы солить. А что же будет потом?
Театр оставляет финал истории открытым. Наверное, Лидия полюбит своего сурового честного мужа. Или снова сломя голову бросится на поиски бешеных денег, потому как иные ей все-таки без надобности. Времена ведь нынче сложные.
Текст: Виктория Рогозинская