Российская столица классического балета, Северная Пальмира уже более двадцати лет ненадолго превращается в центр contemporary dance. Фестиваль OPEN LOOK собирает на Новой сцене Александринского театра мировые тренды современного танца, а также перформанса, кинотанца и мультимедиа. О формате нынешнего OPEN LOOK рассказал его основатель и руководитель Вадим Каспаров. В содружестве с журналом «Петербургский театрал» редакция «Вашего досуга» публикует его интервью.
– OPEN LOOK – на что откроет фестиваль глаза в этом году?
– Неудивительно, что в этом году акцент мы делаем на современных технологиях: в фестивальной программе и проекты, связанные с виртуальной реальностью, и 3D, и использование световых приборов, которые создают совершенно новую эстетику спектакля. Всё это важно показать: мир стремительно меняется, и завтра эти технологии устареют, а мы останемся на обочине! В июньской программе OPEN LOOK, например, спектакль «Нереальные танцы» швейцарского хореографа Жиля Жобена, где танец соединяется с иммерсивной виртуальной реальностью, и зритель (каждый присутствующий на спектакле, конечно, наденет 3D очки) получает совершенно невероятный чувственный опыт. Вы можете оказаться в жаркой пустыне, в комнате, окно которой выходит на океанский порт, последовать за актером по городскому ландшафту, оказаться на вершине горы... При этом участники спектакля могут еще и взаимодействовать друг с другом!
– Вадим, но традиционно танец в первую очередь искусство тела. Виртуальная имитация пространства не искажает восприятие реального движения человека?
– Наоборот, новые технологии расширяют это восприятие, дают ощущение новых возможностей и открывают перспективы! Когда-то при появлении кинематографа поклонники театра волновались, не уничтожит ли кино театральную сцену. Но, как мы видим, кино только расширило возможности театра. Кстати, о страхах человека перед быстро развивающейся техникой есть фестивальный проект «Вирус» норвежской компании Йо Стромгена: сюжет этой постановки – этюд на тему будущего массмедиа, машин и отношения к ним людей. А в августовской программе фестиваля вы увидите проект из Швейцарии DanceWalk от Foowa Imobility: этот танцовщик совершил танцевальные прогулки по всему миру – танцевал на улицах Петербурга, Парижа, в городах Ирана, в Африке, на земле и даже под водой! Собрал по итогам фильм, который мы и увидим.
– Новое и старое, наверное, разделяет поколения даже в восприятии танца?
– Тема смены поколений и обмен опытом – это тоже важнейшая часть OPEN LOOK. Существенная часть фестиваля – это мастер-классы, которые нужны нашим хореографам, чтобы чувствовать новые тенденции contemporary dance. А в июне мы представим разные поколения наших танцовщиков в проекте Look @ Dance Kannon: танцовщик старшего поколения наших резидентов, Саша Кукин, покажет проект «Вспышка», очень известный мастер среднего поколения Ксения Михеева представит постановку Destino, а молодой хореограф Валерия Каспарова, моя дочь, покажет проект «Голоса». Постановка эта была создана на основе древних этнических армянских танцев. Музыка к «Голосам» написана армянским композитором Тиграном Амасяном, который, опираясь на опыт древней культуры Армении, придает музыке современное звучание. Получился такой армянский контемпорари-фолк танец.
– Некоторым кажется, что современный танец лишен национального колорита. Это не так?
– Естественно, каждая национальная культура сохраняет танцевальную специфику. Доказательство тому, например, корейский современный танец. Мы и в прошлом году показывали на фестивале современный корейский танец, а в этом году, в августе, к нам приедут три корейские компании: Siga Dance Company, Bora Art Project и Modern Table. Это будет очень интересно и для зрителя, и для профессиональных танцовщиков.
На открытии августовского OPEN LOOK выступит ведущий финский хореограф Теро Сааринен, который, получив классическое балетное образование, учился танцу и в Непале, и в Японии, изучал буто и кабуки. Теро представит свою постановку в компании с известным музыкантом, аккордеонистом Кимо Похиненом. Но одним из главных «героев» этого проекта станет свет, который создает просто невероятное, уникальное пространство. Когда я увидел эту постановку, был потрясен!
– Значит, и у зрителя OPEN LOOK будет много поводов удивляться?
– Удивляться и открывать. Еще один августовский проект – спектакль Matchatria танцовщицы Юи Кавагучи и художника Йосимаса Исибаси. Интерактивная постановка, где 30 зрителей сидят в 3D очках, и у каждого есть такой «блок сердцебиения», передающий сердцебиение танцора: эффект не только зрительный, слуховой, но и тактильный – каждый держит в руках вибрирующее силиконовое сердце. А сам спектакль близок по сути камерной японской чайной церемонии...
– Западная виртуальная погруженность, соединенная с восточной медитативностью?
– Не знаю, какое точное определение этому дать, но проект потрясающий, а зрителей на нем мало. И сколько еще интересного случится... Так что спешите на OPEN LOOK!