Одним из первых на фестивале совремнеого танца «Open Look» показали спектакль-инсталляцию японской танцовщицы и хореографа Юи Кавагучи и видеохудожника Ёсимаса Исибаси. Название их проекта состоит из двух слов: «матча» — чай, подающийся во время чайной церемонии, и «аtrium» (лат) — предсердие. Сочетание и смысл этих слов заранее готовит гостей к тому, что их ждет в зрительном зале.
Ритуал
Первая часть, «матча», отсылает нас к четко регламентированной, наполненной символическим значением церемонии. Еще до входа в зал тридцать зрителей становятся участниками ритуала, объяснение правил спектакля напоминает торжественный обряд. Две девушки рассаживают гостей лицом друг к другу, предлагают омыть руки и перечисляют (одна на японском, другая на русском) порядок действий. Их объяснение сопровождается жестами, приближающими происходящее к танцу. Таким же осмысленным должен стать следующий за инструкциями проход в зал. В тишине, зрителей небольшими группами рассаживают по рядам. Для каждого подготовлен индивидуальный комплект, состоящий из 3D очков и наушников, которые надо надеть самостоятельно и ждать, пока проводники бережно вложат в вашу руку сердце Юи Кавагучи.
Катарсис весит 280 грамм
Вторая часть названия спектакля, «аtrium», намекает на близкий контакт с сердцем исполнительницы. Его можно принять за метафору. Любой спектакль так или иначе передается от сердца к сердцу, если воспользоваться поэтическим воображением, но «МатчАтриа» предлагает прикоснутся к сердцу буквально.
Есть несколько распространённых фактов о сердце которые можно легко узнать, дав соответствующий запрос поисковой системе. Например, что оно весит меньше банки газировки или что по размеру оно примерно с два ваших кулака, соединённых вместе, но шанс взвесить сердце на ладони, если вы не хирург-кардиолог, сводится к нулю. Даже имитация этого опыта ошеломительна. Мягкий, теплый, визуально приближенный к подлинному сердцу муляж вручается каждому зрителю. К моменту, когда оно начинает биться в такт ударам сердца танцовщицы, к его весу и теплу успеваешь привыкнуть. Сложнее осознать и принять насколько быстро и резко в этот момент сокращается дистанция, разделявшая зал и сцену, зрителя и исполнителя. Ни слова, ни жесты не могут так быстро преодолеть физическое и психологическое расстояние, как ощущение биения чужого сердца в твоей руке.
Иммерсивоность с черного хода
Может показаться, что искусственное сердце — главное, ради чего стоит увидеть спектакль-инсталляцию, но оно лишь один из приемов, используемых для вовлечения в процесс танца. «МатчАтриа» — удачный опыт иммерсионного спектакля, находящего способ подключение к зрительскому сознанию в обход прямого включения в действие.
За сорок минут, которые длится спектакль, зрительные, слуховые и осязательные рецепторы участников постоянно перегружаются информацией. Хореограф и художник используют многоканальность человеческого восприятия для того, чтобы создать точки виртуального соприкосновения, заменяющие физический контакт. Исключением становится появление стетоскопа, биение сердце единственный осязаемый раздражитель, остальные подчеркнуто иллюзорны.
Первая иллюзия — слуховая. Перемещая звук между наушниками, авторы инсталляции создают дополнительную глубину пространства. Возникает ощущение, что часть действия происходит за спиной зрителей. Звук разливаемого чая, шаги где-то в отдалении, женский голос, нашептывающий непонятные слова то в одно, то в другое ухо, — все вместе это создает пласт реальности, почти не связанный с танцем Юи Кавагучи. Слух и зрение — не единая, а скорее параллельная реальность спектакля. Зрители могут слышать бытовые шумы, наблюдая в этот момент пейзаж или музыкальный ритм, при визуальном погружении в человеческое тело.
Переключая каналы
Инсталляция, как и церемония чаепития, наделяется значением через совокупность простых действий, направленных на понимание жизни в широком смысле этого слова.
Для того, чтобы проникнуть в этот смысл, Ёсимаса Исибаси создает многоканальный передатчик: повседневное радио в наушниках и телевидение, транслирующее многообразие природы, при помощи стереоскопического изображения наслаивающегося на танец. Зрителей перебрасывают с одной волны на другую, от леса, к морю, от зародыша в утробе матери, к кровеносному потоку внутри человеческого тела. Перемещаясь между каналами вместе со своими гостями, Юи Кавагучи мимикрирует под среду. Она плывет над волнами, лавирует между эритроцитами, проникая в разные сферы жизни, объеденные общим пульсом.