Дмитрий Волкострелов — режиссер молодой, но громко заявивший о себе в течение театрального сезона 2010 — 2011. Дебютант, ранее известный зрителям по актерским работам в МДТ — театре Европы и в кинематографе выпустил, спустя пару лет работы, спектакль «Июль» по самой известной, пожалуй, пьесе Ивана Вырыпаева. Театр «Post» - новый тип театра, близкий по технике к вербатим, но и далекий от нее. Волкострелов создает собственную уникальную эстетику и развивается в ней. Каждый показ — эксклюзивное разовое мероприятие, каждый текст последовательно эволюционирует в восприятии и исполнении актеров. К тому же, поставленные Волкостреловым пьесы в Петербурге не увидеть ни в одном другом театре.

Монолог убийцы-каннибала, съевшего в финале возлюбленную медсестру, тем самым присвоив себе каждую ее частичку (наивысший момент обладания), читает однокурсница режиссера, выпускница курса Льва Додина, Алена Старостина. Тонкая, хрупкая, легкая актриса почти не перемещается по сцене, она работает в пространстве взаимодействия со словами. Именно отношения исполнителя с текстом интересуют режиссера. Материал не стоит интерпретировать, тем более, если учесть, что мы живем в эпоху postдрамы (театральная формация Дмитрия в частности поэтому называется «театр post»), для нее не существует категорий конфликта и катарсиса, в ней действует неаристотелева логика; материал следует исполнять. И здесь скрывается не очевидная, казалось бы, драматургия.

Актриса последовательно проходит процесс присвоения текста. Сначала между исполнительницей и «текстом для исполнения» (так определил жанр сам автор) существует третья сущность, бумага, непосредственно пьеса. Постепенно актриса отказывается от книги, отбрасывает ее и сливается с произносимыми словами, она внутри, происходит диффузия. Нужно отметить, что отношения с текстом предельно обострены и более того, наполнены эротизмом. Персонаж, стремится к поглощению возлюбленной, актриса готова отдать себя словам, быть поглощенной. При отсутствии динамического действия внутри театрального пространства, драматургия захватывает динамикой собственного развития. Cпектакль «Июль» воздействует на интеллектуальном и метафизическом уровнях.

Постановка «Хозяин кофейни» по пьесе Павла Пряжко иной структуры и зритель воспринимает ее иначе, нежели текст Вырыпаева. «Июль» затягивает внутренним сюжетным развитием, «Хозяин кофейни» - авторский монолог, лишенный жесткой структуры и конкретной фабулы. Размышления драматурга об инфантильности, взрослости, «додиках», возможностях, предоставляемых обществом и дискурсе — все это произносится артистом Иваном Николаевым (также выпускник Льва Додина), значит, не имеет уже отношения непосредственно к Пряжко. Должна бы произойти некая театрализация, ведь это все-таки пьеса, то есть текст для театра. Но актер выходит, садится на табуретку, с которой не встает в течение часа, и представляется зрителю: «Здравствуйте, я Павел Пряжко». Никакого восприятия отдельно взятого актера как соавтора-интерпретатора не предполагается. Опять присвоение исполнителем текста или наоборот... Потому что безоговорочное слияние актера с драматургическим материалом противоречит нашей театральной школе, не может быть, чтобы актер был согласен с каждым словом, тем более, отторжение, аналитический процесс только обогащают драматургию.

Дмитрий Волкострелов успешно доказывает, что текст можно просто исполнять, не углубляясь в дискуссии с собственным сознанием. Драматургия внутри самого процесса исполнения: слова вводят воспринимающего в транс. Тем не менее интересно, как отреагировал бы актер на какой-нибудь вопрос из зала (спектакль играется в основном в клубах, такая форма предполагает возможное участие публики в процессе)? Ведь это была бы его реакция, но не драматурга Павла Пряжко, от лица которого написан и исполняется текст. Тем не менее, автор нашел, например, лучший способ отрефлексированной и в то же время личной благодарности: произнесенное актером слово имеет к Пряжко меньшее отношение, чем сказанное им самим. Человек на сцене — исполнитель, транслятор, передатчик для разговора со зрителями. Так циркулирует информация.

Дмитрий Волкострелов — режиссер интеллектуального театра. Все его постановки (кроме «Июля» и «Хозяина кофейни»: «Запертая дверь» в рамках лаборатории ON-театр и «Единицы хранения», спектакль созданный во время фестиваля «Театральное пространство Андрея Могучего») способны породить длительные дискуссии и могут претендовать на статус «ребуса», на самом деле, все несколько проще. Тот, кто хочет услышать, понять и почувствовать, — тот вынесет и усвоит что-то свое. В конце концов, и «Июль» и «Хозяин кофейни» рассчитаны на субъективное рациональное восприятие.