С именем и судьбой Сергея Довлатова, 70-летие которого случилось как раз 3 сентября, традиционно связывают три города: Ленинград, Таллинн и Нью-Йорк. И хотя северная столица без особенного энтузиазма встречает юбилей своего писателя – меньше любить этот «умышленный город» сам Сергей Довлатов уже никогда не будет...
Отметить самостоятельно юбилей одного из самых значительных русских писателей XX века в Петербурге можно по-разному: заглянуть на одно из событий так называемых Дней Довлатова, пройтись по петербургским-ленинградским довлатовским адресам или просто купить одну из довлатовских книг и получить от чтения огромадное удовольствие!
Постоять у памятной доски
Дом Сергея Довлатова, ул. Рубинштейна, 23
Через 4 года после появления мемориальной доски в Таллинне, на доме Довлатова и в Петербурге отважились разместить памятную доску на стене дома, где писатель прожил в коммунальной квартире под номером 34 с 1944-го по 1975 год, то есть ни много ни мало – 31 год. Здесь прошло его детство, отсюда он ходил каждый день в школу на наб. Фонтанки, 62, потом года два – в ЛГУ, на Университетскую наб., а затем ушел в армию. Из этого дома, затравленный и замученный ленинградской жизнью, Довлатов уезжал в Таллинн. Вернувшись откуда, кстати, переехал в дом напротив – на ул. Рубинштейна, 22. Но ненадолго – до эмиграции. А в знаменитый толстовский дом (ул. Рубинштейна, 15–17), в квартиру № 57, Довлатов, кстати, захаживал в гости к поэту Евгению Рейну.
Выпить чашку кофе между Довлатовым и Бродским
Кафе «Бизе», Моховая ул., 46
«Встретиться» не только с Сергеем Довлатовым, но еще и с Иосифом Бродским сегодня можно, заглянув на чашку кофе или бокал вина в кондитерскую «Бизе»: на одном из живописных панно, ближе к улице Пестеля и дому Мурузи, художник Андрей Савельев изобразил поэта –
нобелевского лауреата, а на том панно, что на стороне родной писателю улицы Рубинштейна, – Сергея Довлатова. Если кому покажется, что сходство портрета с оригиналом неполное, можно в лучших ленинградских писательских традициях заглянуть сначала в здешний винный бар – винная карта здесь отменная. А пирожные и торты в «Бизе» не просто вкусные, но еще и авторские: например, пирожное «Мемуары гейши» от актрисы Евгении Игумновой, чизкейк «Земляничная поляна» от актрисы Татьяны Колгановой или торт «New York! New York!» от телеведущей и актрисы Людмилы Ширяевой. На открытии этого кафе, кстати, присутствовала и питерский историк моды Марина Скульская – дочь поэта Елены Скульской, таллиннского друга Сергея Довлатова.
Сходить на отличный спектакль по повести Довлатова
Театр им. Ленсовета / спектакль «Заповедник» / 9, 22 сентября, 19.00
Непросто воспринятый критикой, спектакль этот, бесспорно, стал одним из самых любимых у зрителя. История работы Довлатова в Пушкинских горах – это драматичный сюжет в жизни писателя, узел, завязавшийся между нелегким ленинградским безвременьем и странным эмигрантским благополучием. Главным героем спектакля по повести Довлатова стал не только Борис – альтер эго писателя, но и сам поэт Пушкин. Правда, «болдинская осень» довлатовского Бориса окружена не героями пушкинского Лукоморья и песонажами милого Ивана Петровича Белкина, а гротескными советскими карикатурами на человека, абсурдными поступками, нелепыми чувствами, среди которых самое фальшивое – показушная любовь к Поэту и его слову. Это и правда, заповедник. Вот только совсем не пушкинский... Режиссер спектакля – Василий Сенин, в роли Бориса – засл. арт. России Артур Ваха, в роли Тани – засл. арт. России Анна Ковальчук и Оксана Базилевич, Викторию Альбертовну блистательно играет нар. арт. России Лариса Луппиан.
Сходить на выставку и вспомнить о советском безвременье
Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме / до 1 октября
Выставка с незамысловатым названием «Сергей Довлатов. К 70-летию со дня рождения», пожалуй, станет, самым крупным и длительным событием Дней Довлатова. Кроме традиционных «биографических экспонатов» нью-йоркского периода жизни Довлатова, как-то: фотографии, рецензии и даже некрологи, – на выставке откроют и игровой объект «Парк культуры и отдыха имени Довлатова», символизирующий советский период жизни писателя. Художники Евгения и Андрей Севбо создали «символический объект», благодаря которому посетители выставки «вернутся в 1970-е, для кого-то ностальгические, для кого-то вовсе не известные». Вполне в духе Довлатова – немножко абсурда, немножко сарказма и много грусти...
Купить книгу Сергея Довлатова и зачитать ее до дыр
В одном из книжных магазинов Санкт-Петербурга
Самое «довлатовское» издательство «Азбука» не могло не отметить юбилей писателя. Одна из книг – сборник прозы Довлатова – называется «Иная жизнь». Впервые проза Довлатова выйдет «по-взрослому», с комментариями профессора СПбГУ Игоря Сухих. К тому же в «Иной жизни» напечатают рассказы «Интервью» и «По собственному желанию», раньше публиковавшиеся только в журналах. Второе издание с грустным названием «Последняя книга» когда-то собрал сам Довлатов, включив в него к своему 50-летию 15 лучших рассказов. Ни юбилея, ни выхода книги писатель, увы, не увидел. Кроме прозы Довлатова, сюда вошли также воспоминания современников, критические статьи, фотографии.
Посмотреть оригиналы эстампов митька А. Флоренского к прозе С. Довлатова
Центральная Библиотека им. Лермонтова, Литейный пр., 19 / до 22 сентября
Легенда гласит, что Флоренский согласился проиллюстрировть книги Довлатова, узнав, что они с известным писателем... пили пиво в одном ларьке. По другой легенде, в результате работы над иллюстрациями Флоренский получил в подарок от Андрея Арьева – друга Довлатова – легендарную куртку Фернана Леже, увековеченную писателем в сборнике «Чемодан» (вероятнее всего, все-таки это был просто пиджак Довлатова, который тот прислал Арьеву из Америки). Но не легенда, а факт в том, что альбом эстампов – иллюстраций к первому российскому изданию Довлатова, оказался в частной коллекции Кирилла Авелева. И несомненный факт, что художественные образы Флоренского признаны наиболее адекватными прозаическому миру Довлатова: такое ощущение, что они просто нарисованы самим писателем или даже его героями...
Просто прогуляться по довлатовскому Петербургу
Невский пр., Университетская наб., Шпалерная ул., Таврическая ул., Исаакиевская пл.
Собственно, почти весь город, особенно его центр, можно считать довлатовским. Любимое место на Невском проспекте, точнее, на Михайловской улице, конечно, ресторан «Крыша» – на последнем этаже гостиницы «Европейская» (нынче – Гранд Отель Европа), собиралась вся тогдашняя ленинградская богема, и среди них – Андрей Битов, Иосиф Бродский, Ася Пекуровская, Евгений Рейн, Сергей Довлатов... Впрочем, почти все кафе, да и закусочные Невского и окрестностей, были тогда «утоптаны» Довлатовым. В Александринке, раньше театре Пушкина, в 30-40-е с режиссером Вивьеном работал отец писателя – Донат Мечик. На Шпалерной улице, тогда улице Воинова, дом 18, располагался Ленинградский Дом писателя. Именно там Довлатов прочитал в декабре 1967 года свой рассказ «Чирков и Берендеев», после чего у него было множество неприятностей. Рядом, на Таврической, находились те самые пивные ларьки, где режиссер Шлиппенбах снимал так и не увидевший экрана фильм с Довлатовым в роли Петра I. На Исаакиевской, около «Астории», разворачивается действие рассказов, героями которых становятся ленинградские фарцовщики: у них-то студенту финского отделения ЛГУ Довлатову и приходилось подрабатывать переводчиком. А на Университетской набережной, собственно, и находился тот самый ЛГУ. В общем, куда ни кинь – «здесь каждый камень Довлатова знает». Говорят, что и сам писатель когда-то назвал себя по национальности «ленинградцем».
Программа Дней Довлатова в Петербурге на сайте: www.lplib.ru