В спектакле «Товарищ» режиссера Андрея Гаврюшкина художником по костюмам является никто иной, как Александр Васильев. «ВД» подготовил интервью с одним из самых известных историков моды.
Не любительница я антреприз — признаюсь честно. Однако, странное дело, спектакль «Товарищ» в постановке Андрея Гаврюшкина вызвал почти трогательную симпатию. И здесь дело было не только в неплохой режиссуре и очень неплохой (совсем не антрепризной) игре артистов, а в том, что герои пьесы — бывший царский генерал, великая княжна, представители французского света — держались почти аутентично: мужчины держали достойно осанку, дамы — мундштук, меха не напяливали, а набрасывали царственным жестом да и просто походка у отлично одетых актеров изменилась кардинально. Видно, коллекционные костюмы Александра Васильева, который работал над этим спектаклем в качестве художника, сами «играли» на сцене. О роли костюмов в спектакле «Товарищ» нам удалось поговорить с известным историком моды.
Александр Александрович, как художник по костюмам вы уже сделали более ста постановок. Включение в спектакль коллекционных костюмов — это прецедент? Или такое уже случалось?
Надо понимать, что и в «Товарище» не коллекционные костюмы, а копии костюмов 20-х годов из моей коллекции. В коллекционных костюмах невозможно играть на сцене — их же надо чистить, штопать, стирать... Не доживут и до следующего спектакля! Вот мебель у нас на сцене подлинная, коллекционная. Мы ее приобрели — старинная антикварная мебель - и, конечно, дрожим над ней.
А почему необходимо копировать именно коллекционные костюмы?
Для театральных постановок я часто делаю копии со старинных вещей, потому что исторический костюм определяет даже не материал, а в первую очередь крой. Сейчас каждый раз, создавая костюмы к историческим постановкам, портнихи заново придумывают крой. Зачем? Все уже придумано! Но у нас практически нет литературы по историческому костюму, почти не преподают историю костюма в вузах — курсы минимальные. О курсах исторической вышивки, прически я даже не говорю. Любим мы стилизацию в нашей стране, но всегда это получается у нас нелепо и невпопад: в кино очень много исторических сериалов, однако костюмы крайне приблизительные. Но ладно — сериал. А в театр вы приобретаете недешевый билет, тратите время — и здесь создателям постановки надо уважать ваш выбор.
Костюмы к спектаклю «Товарищ», скопированные с вашей коллекции, где созданы?
Сначала, конечно, шла большая работа по выбору костюмов, копированию, выбору тканей, затем их изготавливали здесь, в Санкт-Петербурге, в театральных мастерских. На сцене будут не только исторические платья, пальто, смокинги, но и чулки, туфли, аксессуары, украшения... Мы специально сделали даже копию старинного телефона, даже деньги копировали!
Почему вы выбрали именно пьесу Жака Деваля для постановки?
В России это всего вторая постановка пьесы, но во всем мире эта пьеса шла 60 лет подряд как хит: и в Америке, и в Англии, и во Франции.. По этой пьесе был поставлен голливудский фильм в 1937 году с Клодетт Колбер и Шарлем Буайе. Фильм получил Оскара. В нью-йоркском спектакле главную роль играла легендарная Вивьен Ли. Наталья Макарова играла в этой пьесе в Лондоне, в 70-е годы. Звездный спектакль, драматургически спектакль потрясающий. Очень трогательная история — иногда комическая, иногда трагическая, будете и смеяться, и плакать.
Говорят, вам пришлось редактировать перевод пьесы?
Перевод пьесы «Товарищ» делала моя сестра Наталья Толкунова, но для петербургской постановки нам пришлось немного отредактировать пьесу — сократить двух эпизодических героев, сделать некоторые незначительные сокращения...
Этот спектакль в Петербурге помогли поставить спонсоры — меховая фирма. А настоящие меха на сцене будут?
Наши спонсоры, действительно, не только помогли поставить спектакль, но и предоставили для постановки роскошные меховые изделия, естественно, выполненные в стилистике 20-х годов. Вообще спектакль дорогой — костюмы, меха, украшения, антикварная мебель... Но вы даже не представляете себе, в каком восторге были актрисы, участвовавшие в постановке. А в каком восторге будут зрители — удовольствие от самого зрелища вы получите непременно!
Дизайн костюма и мода все чаще связывают со сценой, а не с жизнью. Они перешли в разряд искусства?
Нет, конечно, есть мода от кутюр как искусство, мода для избранных, есть мода прет-а-порте, есть ширпотреб. Другой вопрос, что люди все меньше внимания уделяют одежде в повседневной жизни... Это закат Европы.
От редакции:
На сцене с спектакле «Товарищ» мода 20-х годов XX века. Тогда утонченность и женственность моды скорее трактовалась как возрождение Европы после Первой мировой войны... Мода 20-х годов, действительно, впечатляет: ее асимметрия, многочисленные бисерные вышивки, тонкие кружева, дорогие меха и изысканные украшения, трогательное и тщательное внимание к аксессуарам — сумочкам, перчаткам. Настоящее наслаждение для зрителя.