Русский камерный балет «Москва» во главе с художественным руководителем Николаем Басиным проводит IX Международный фестиваль современного танца, в этот раз одновременно в двух столицах.
Камерный балет «Москва»
Аморфная форма
Фестиваль существует уже достаточно давно, чтобы можно было констатировать замечательный факт: он так и не сформировал свой собственный облик. Точнее, облик этот продолжает оставаться принципиально неуловимым, так как афиша составлена, на сторонний взгляд, максимально пестро как по стилистическим параметрам, так и по профессиональности представленных коллективов. Так, в Петербурге фестиваль открывается выступлением отечественной Детско-юношеской студии современной хореографии с тремя композициями на самые разные темы – от военно-патриотической до экзистенциальных переживаний воплощающейся в тело души (3 июня). Завершается же фестиваль выступлением одного из самых весомых в азиатских странах хореографического коллектива – Neo Classic Dance Company. Между этими двумя полюсами выступают также весьма разношерстные европейские труппы и, конечно, сам балет «Москва». С одной стороны, такой подход к составлению афиши раздражает, ведь любой зритель хочет заранее знать, что его ждет и какого профессионального уровня зрелище ему предстоит увидеть. С другой – в этом есть и определенная прелесть, так как за четыре дня можно увидеть такой спектр хореографических возможностей современного мира, какой специально не подберешь и не встретишь ни в одном репертуарном театре двух столиц.
Детско-юношеской студии современной хореографии
Все стороны балета
В один вечер с детской студией на сцене Мюзик-холла появятся уже знакомые московской, по крайней мере, публике канадцы Butoh-a-Go-Go, мужской дуэт, работающий в стилистике современного японского танца Буто. Удивительная мода на Буто создала в Европе и мире целое направление в хореографии, иногда не выходящее за внешнее подражание японцам, иногда же за обязательным антуражем из бритых голов, белого грима и зависающих минут на пять в низком приседе движений отчетливо выявляющее первоначальное происхождение Буто от немецкого танца модерн. И тогда мир в который раз становится меньше, а взаимосвязь явлений в нем рождает удовлетворенный вздох из груди самого скептического и привередливого зрителя.
Датская танцевальная компания Granhoj Dans представит балет «Элайн не одна» (4 июня): под томные звуки кубинской музыки перед нами пройдет один день молодой девушки с ее переживаниями, встречами и расставаниями.
Молодой голландский театр танца Panama Pictures, гораздо более приближенный к современной действительности, чем к классическому балету, покажет две композиции своего художественного руководителя Пии Мётен «Обнаженные» и «Иди и скажи женщине… Мы уходим» (4 июня). Обе на музыку модного голландского композитора-экспериментатора, создателя электронной музыки и видео-музыкальных перфомансов Йеруна Стрейбоса.
Чешский театр 420people в лице своих создателей Наташи Новотна и Вацлава Кьюнса покажет три миниатюры в хореографии Кьюнса (5 июня). Эта пара начинала в Nederlands Dans Theatre, стартовой площадке многих молодых талантливых танцоров Европы, после чего основала на родине собственный театр и уже проявила себя в качестве незаурядных хореографов.
Датская танцевальная компания Granhoj Dans
Стравинский forever
Современная труппа хозяина фестиваля, камерного балета «Москва», покажет одну из своих визитных карточек – «Свадебку» Игоря Стравинского (5 июня). Яркий и искренне жизнелюбивый спектакль в хореографии Ларисы Александровой поворачивает сюжет балета от русского свадебного обряда в сторону торжествующей над всеми жизненными перипетиями любви. Что, конечно, слегка противоречит замыслу композитора, да и самому драматичному, пронизанному зачастую темными, стихийными страстями музыкальному материалу, но зато выводит авторов спектакля за привычный стереотип восприятия «Свадебки».
Изюминкой фестиваля, а также связующим звеном между максимально далекими друг от друга русской и азиатской хореографическими культурами, станет премьера «Весны священной» Стравинского (6 июня). Экспрессивный, экстатический балет русского композитора на фольклорный сюжет пробуждения весны и, соответственно, жизненных сил в начале ХХ века вызывал стойкое негодование европейских критиков и публики из-за «непристойной» хореографии Вацлава Нижинского.
С тех пор прошло очень много времени, но когда пару лет назад французский классик современной хореографии Анжелен Прельжокаж привез свою – в духе времени, не эротичную, а уж совсем жестко-похотливую версию «Весны священной», публика Мариинского театра крутила носом ничуть не меньше. Сейчас же нам предлагают очень интересный эксперимент: один из самых «русских» балетов поставил хореографический коллектив из Тайваня Neo-Classic Dance Company. Причем в хореографии, сочетающей русскую и китайскую обрядовую культуры. Основательница коллектива Лиу Фен-Шу взяла за основу сюжет балета Стравинского и Цзягувень – надписи на гадательных костях, древнейшие образцы китайской письменности XI века до н. э. Второй спектакль этой труппы уже сугубо национальный, что может быть не менее интересно неизбалованной подлинной этнической культурой публике: балет «Песнь благодарения» поставлен на восьмичастный хор одного из тайваньских племен бунун, известного своим полифоническим музыкальным фольклором.