Фестиваль «Радуга», проходящий в ТЮЗе им. Брянцева уже тринадцатый год подряд, с самого начала своего существования открывает для зрителя новые имена в области режиссуры и драматургии. Не стал исключением и этот год.
Из одиннадцати представленных спектаклей – большинство молодежные, в том смысле, что созданы они молодыми о молодых и для молодых. Постановки Дмитрия Волкострелова, , Элмара Сенькова, Ааре Тойкка и Катарина Унт, Ивана Латышева, Алексея Забегина, несмотря на разность эстетических позиций, кардинально отличающиеся интонационный и эмоциональный фоны, специфический образный ряд, роднит одно — этюдная форма подачи материала. Небольшие по объему зарисовки из жизни одного или нескольких человек, раскрывающие природу людских взаимоотношений, сегодня популярны в театре. Это вполне понятно и объяснимо: этюд для поколения десятых-нулевых оказывается оптимальной формой подачи и усвоения информации. Люди, воспитанные на клипах и кликах, оказываются не способным воспринять эпические размеренные, полотна: скучно. Потому вместо цельной картины – перед нами калейдоскоп отдельных, коротких историй, демонстрирующих одновременно фрагментарность и разнообразие жизни.
«Граненка» Элмара Сенькова – шуточный набор застольно-разбитных рассказов на тему «А что было бы с нами, если б не алкоголь?». «Злая девушка» Д. Волкострелова – собрание этюдов на тему бессмысленности, стерильности, пустоты и абсурдности бытия современного человека.
«Palimpseston, или вращение спектакля вокруг своей оси» от К. Богомолова – система превращений, центральным мотивом которых является природа отношений Мужчины и Женщины.
Ааре Тойкка и Катарина Унт в «Ниссе», используя абсолютно новый для русского зрителя знаковый механизм, по-своему раскрывают понятия «варвар», «дикарь», «культура», «цивилизация»; рассматривают их взаимодействие в рамках отдельно взятой личности.
«Адин» Алексея Забегина – иллюстративный цикл этюдов о современном Петербурге и людях, его населяющих, где каждый герой – одновременно и наглядное воплощение конкретного человека, и определенный социальный тип.
Были в программе фестиваля и мэтры. , и Кшиштоф Варликовский – имена знаковые не только в отечественной – мировой режиссуре; на «Радуге» они показали свои последние творения.
«Звуки тишины» Алвиса Херманиса – сиквел раннего его спектакля «Долгая жизнь» — удивил чрезвычайной комичностью, предельной откровенностью и вместе с тем невинностью, поэтичностью и необыкновенной красотой. За два с половиной часа, которые спектакль идет, зритель видит множество историй. Люди в них дружат, влюбляются, расстаются, женятся. А, главное, познают себя. И все без единого звука. Текста нет, но нет и тишины. Есть мелодия: прекрасная, изящная музыка «Simon And Garfunkel». Она рождается из чувства, взгляда, прикосновения, контакта. Музыка — вот подлинная история! Из нее соткан мир. Она повсюду. Кроме музыки и нет ничего. Даже человека. По-настоящему почувствовать вкус того времени, ощутить его во всей полноте и глубине можно лишь в мелодии. Она — живительный эликсир, глоток свежей, чистой воды в мутной и суетной повседневности. Не случайно, в финале все герои, в попытке вернуть былую легкость, поочередно окунаются в жестяную ванну, вновь обретая чарующий мотив «Sound of Silenсе». Правда, воскресить былое очарование все же не удается: краткое погружение в небытие не способно вернуть ощущения прежней гармонии.
«Записки сумасшедшего» от Камы Гинкаса, поставленные по повести Н.В. Гоголя, по-новому и вполне молодежно раскрывают проблему деградации современного человека. Главный герой в исполнении А. Девотченко на протяжении полутора часов сходит с ума в попытке соотнести газетные статьи с реальной действительностью. Не найдя точек соприкосновения, он впадает не то в бешенство, не то в транс, не то в шизофрению. Шлейф скандалов, сплетен, слухов в финале обретает буквальное, материальное воплощение: уволенный из Департамента Поприщин, возомнив себя правителем Испании, выкраивает королевскую мантию из тех самых бульварных изданий. Вердикт режиссера страшен: в желтом доме, в котором общество уже давно и однообразно существует, мы принуждены читать исключительно «желтую» прессу, чья логика до такой степени проникла в сознание, что инфицированными желтухой оказываются все.
Адольф Шапиро представил работу по пьесе Тома Стоппарда «Rock-n-Roll». Музыка, как и в спектакле А. Херманиса, здесь становится центральным событием, иллюстрацией эпохи (период длиною в 22 года: с 1968 по 1990), поводом для разговора о свободе, выборе и ответственности. Главный герой Ян в исполнении Петра Красилова, ощутив собственную сопричастность к общему ходу истории, бросает привилегированный Кембридж и едет на борьбу за независимость небольшого государства в оккупированную советскими войсками Чехословакию. Музыка Сида Баррета, Боба Дилана, «The Velvet Underground», «The Doors» и «The Rolling Stones», сотканная из Бунта, пропитанная духом юношеского максимализма, настраивающая на непрерывное сопротивление и откровенный нонконформизм, по мысли драматурга и режиссера, оказывается лучшим способом изображения человека, образца слишком смелых и оттого прекрасно-трагичных семидесятых.
Завершался фестиваль показом спектакля польского режиссера Кшиштофа Варликовского «Африканские сказки Шекспира». Взяв за основу три пьесы английского драматурга «Венецианский купец», «Король Лир» и «Отелло», К. Варликовский дополнил их текстами Данте «Божественная комедия», Дж. М. Кутзее «Летнее время», разбавил монологами Важди Муавада, написанными в сотрудничестве с артистами «Нового театра». Центральные фигуры, вокруг которых конструируется действие – Шейлок, Лир, Отелло, — одетые в новомодное платье, помещенные в современный контекст современности, одновременно и палачи, и жертвы. Заложники собственных страстей, движимые жаждой любви, они все страдают от ее неразрешенности. Метаний и переживаний героев хватило на почти шестичасовое, эпическое полотно, переосмысливающее некоторые исторические явления: антисемитизм, расизм, концентрационные лагеря в период оккупированной фашистами Польши; вскрывающее множество комплексов, особенно сексуального характера; переворачивающее традиционные представления о морали и нравственности; по-новому открывающее нам взаимоотношения людей, поиски человеком Бога.
Был в программе фестиваля спектакль, совершенно особенный, о котором нельзя не упомянуть. Мотои Миура, японский режиссер театра «ЧИТЭН», по-новому преподнес сюжет шекспировского «Кориолана». Не самое популярное произведение английского драматурга было решено нетрадиционно и очень театрально. Соединив эстетику театра «Но» и «Кабуки», Мотои Миура существенно разбавил их нарождающимися правилами «Нового японского театра». В итоге — зрелище, разыгранное не в зале – в фойе, получилось по-европейски увлекательным, динамичным, по-восточному лаконичным.
Таким, с одной стороны, пронзительно-трагичным, меланхолично-ностальгическим, а с другой – легким, прозрачным, музыкальным, и безусловно, чрезвычайно любопытным, получился XIII Международный театральный фестиваль «Радуга».