Михайловский театр закрыл оперный сезон. Последний оперный спектакль – «Кармен» в концертном исполнении – допускает одно, но несомненное определение: «Очень достойно!». Ощущение промежуточного финиша, на котором Михайловский театр начинает реально идти на равных, а где-то даже обходить таких маститых соперников, как Мариинка и Большой, возникло серьезнейшее.
Дирижер Василий Петренко
«Новогоднее» появление в Михайловском дирижера Василия Петренко, конечно, не было случайным: определенно, Михайловский «примерялся» к масштабу и формату музыканта, когда-то, сразу после Консерватории, начинавшего свою карьеру именно здесь, в Театре Мусоргского. Ныне Василий Петренко – один из самых успешных молодых дирижеров мира. Вероятнее всего, во многих случаях он сам может выбирать, где и с кем хотел бы сотрудничать. Работая над «Кармен», дирижер лишний раз это право доказал.
С первого взмаха дирижерской палочки и первого звука оркестра стало понятно: уровень исполнительского искусства будет европейским. Потрясающее звучание оркестра, слаженность работы хора, выверенность всех ансамблей – это не просто результат дирижерского перфекционизма, но и абсолютная уверенность всего музыкального коллектива в том, что именно так и надо работать. А смотреть из зала на руководителя оркестра, дирижирующего так, как будто он сам – продолжение музыкальной темы и ее энергетическая эманация, еще и отдельное удовольствие для слушателя. Не только в стиле дирижирования дело: сотворить из «шлягерной» оперы с привкусом разухабистой цыганщины и налетом бандитского криминала тонкую и изящную французскую историю – высший пилотаж и признак абсолютного музыкального вкуса. Для такой постановки декорации и костюмы и не требовались (бутафорский кинжал Хозе в финале, определенно, был лишним) – настолько фактурно был сделан музыкальный материал. Хотя справедливо отдадим должное всем, кто работал и работает с музыкантами Михайловского: дело Петера Феранеца и, конечно, Михаила Татарникова не пропало – музыкальный коллектив театра приобрел за эти годы европейский профессионализм и блеск.
К сожалению или к счастью, «переслащенной» рецензии не будет... Потому как главная и сложнейшая тема оперных постановок – это, конечно, вопрос собственно оперных солистов. И первая проблема – сильный тенор для ведущих оперных партий. Василий Петренко в одном из интервью признался, что на роль Хозе ожидали Георга Ониани, однако под запретом на ввоз в Россию, оказывается, не только грузинские вина и сыры, но и грузинские голоса. И все-таки признаем, что Дмитрий Головнин, исполнивший Хозе, отработал замечательно. Чего не скажешь о «хитовой» роли Эскамильо: в концептуально выверенное исполнение, которого добился Василий Петренко от музыкантов, своеобразная манера исполнения тореодора не вплеталась. Отдельная тема – соперничество Кармен и Микаэлы. Вряд ли это был режиссерский ход (хотя Петренко и говорил о важной роли Микаэлы, которой обычно не придают значения), однако своеобразная дуэль за сердце Хозе и зрительские симпатии между двумя исполнительницами (Ринат Шахам – Кармен и Татьяна Рягузова – Микаэла) volens nolens случилась. Обладательница выразительного, но не очень сильного голоса, Ринат Шахам «брала» зрителя своим несомненным актерским даром. Хотя иногда казалось, ее артистизм переходит в некоторую наигранность. Питерская публика, увы, относится к этому очень болезненно. В результате Микаэла в исполнении михайловской примы легко и непринужденно побеждала свою соперницу – во всяком случае на музыкальном ринге. Может, и не самая выигрышная для голоса партия оказалась даже интереснее партии Кармен. Может, поэтому на поклонах Хозе и оказался около Микаэлы, как будто восстанавливая несправедливость, допущенную писателем Мериме и композитором Бизе?..
Случится ли «полная версия» знаменитой оперы на подмостках Михайловского – пока неизвестно. В планах театра пока экстремальный эксперимент с «Евгением Онегиным», которого на сцене будет воплощать сам Андрий Жолдак (кто еще не знает, что такое экстрим, – милости просим в Балтдом на «Москва-Петушки»). Понятно одно: с таким дирижером, как Василий Петренко, и концертное исполнение «Кармен» более чем театральное событие. Понятно, впрочем, и другое: завершив оперный сезон 2011-2012, Михайловский уверенно подтвердил свое право на серьезную конкуренцию с большими российскими и мировыми сценами. И так же серьезно покинул популярную рубрику «Театральные скандалы и слухи», где, кажется, весьма плотно увяз театр по имени «Большой»...