Театр «Мастерская» — один из самых молодых театров Петербурга. Он создан в 2010 году на базе выпускного актёрско-режиссёрского курса Григория Козлова. В начале сентября премьерным показом спектакля «Наш Авлабар» по пьесе А. Цагарели «Ханума» театр открыл уже свой третий сезон.
Фото из спектакля
«Наш Авлабар» в постановке Александра Кладько — пример приемственности поколений актёров школы Григория Козлова. Этот спектакль не совсем премьера в привычном понимании. Несколько лет назад, когда Козлов выпускал свой предыдущий курс, постановка с таким же названием регулярно собирала аншлаги в Учебном театре. Позже название «Наш Авлабар» мелькало в афише Петербурга. И вот теперь постановка Кладько вошла в репертуар «Мастерской» в несколько обновлённом виде.
Сюжет водевиля Цагарели про противостояние двух свах знаком многим. В основном благодаря легендарному спектаклю Геннадия Товстоногова «Ханума», видеоверсию которого сейчас найти можно довольно легко. Кладько не пошёл по пути даже частичного копирования спектакля БДТ и создал собственную версию знаменитой пьесы, современную и оригинальную.
«Наш Авлабар» Кладько делает ставку на яркие актерские работы: игровая структура спектакля, отсутсиве жестких режиссерских рамок будто провоцируют на это.
Декораций минимум: несколько бочек, используемых то как стулья, то как кровати; несколько ярких задников, обозначающих место действия, да фортепьяно сбоку от сцены. Пространство сцены актёры обживают самостоятельно, ни на секунду не оставляя ощущения пустоты. Они танцуют, играют, поют — спектакль насыщен музыкой, движением и бьющей через край радостью.
Фото из спектакля
Старый князь Вано Пантиашвили в исполнении взъерошенного Радика Галиуллина — энергичный мот и пропойца, у которого от привычки держать в руке стакан пальцы порой вовсе не сгибаются. Его поиски богатой невесты сводятся к пропиванию последних ценный вещей в доме, да поездками на фаэтоне за счёт своего работящего и серьёзного племянника Котэ (Николай Куглянт). Он млеет от рассказов свахи Кабато (Алла Данишевская) про дочку купца Микича Котрянца Соне (Алёна Артёмова), и соглашается расторгнуть соглашение со свахой Ханумой (Янина Бушина), уже нашедшей ему невесту, не столь молодую и красивую, но с приличным приданым. С этого опрометчивого поступка и начинается череда интриг и противостояния двух свах.
Ханума Бушиной — женщина, которой палец в рот класть крайне опасно, откусит и не поморщится. Она чихает табаком, разговаривает командирским тоном и всем своим видом внушает трепет не только князю, но и остальным героям. Но живёт и работает она по справедливости, помогая двум влюблённым — Котэ и молодой Соне — быть вместе вопреки, казалось бы, непреодолимым обстоятельствам: переодевается в ужасные розовые рюши, уродуя себя, чтобы выйти на встречу с князем под видом Соны; дерётся с Кабато на базаре (сцена базара — одна из самых запоминающихся в спектакле); прячется в огромную бутафорскую бочку, без особой, кажется, цели; ходит с мужчинами в баню, умело прячась в простыню; и всё это — с остротами, юмором и музыкой. И, разумеется, предприиимчивая сваха добивается своего: старый князь женится на старой, но богатой невесте, молодые остаются вместе. А сама Ханума выходит замуж за приказчика Котрянца — Акопа (Валентин Кузнецов), статного и независимого.
«Наш Авлабар» — потрясающе озорное зрелище, в котором всё уравновешено. Нет ни в чём перебора, спектакль удивительно гармоничен. Не пошлые гэги и шутки, а трогательные взаимоотношения двух молодых влюблённых, танцы. Но больше всего спектакль подкупает отношением артистов к собственным ролям и материалу. Им откровенно нравится играть историю Цагарели, они беспечны, как сам Авлабар. И пусть такая беспечность длится бесконечно. На радость публике.