Свой очередной сезон ТЮЗ им. А.А. Брянцева открыл веселым спектаклем «Денискины рассказы» в постановке молодого режиссера Екатерины Максимовой по любимой всеми одноименной книге Виктора Драгунского. Инсценировку написала дочь писателя — сценарист и драматург которая поделилась с нами своими впечатлениями о премьере.
Фото из спектакля
Ксения, каковы первые ощущения автора после спектакля?
Мне очень понравилось! Отличная постановка. При этом надо иметь в виду, что текста было много, и я слегка побаивалась, что на сцене все будет слишком «заговорено». Но этого не произошло: постановщик и художник так богато расцветили действие разными веселыми придумками, что спектакль смотрится легко. Мы договорились еще немного кое-что подсократить, так что постановка будет совершенствоваться от показа к показу и к десятому разу, уверена, это будет просто конфетка! Судя по реакции публики, спектакль и детям, и их родителям очень нравится. Там столько смешных трюков и хитроумных наворотов, что получается настоящее «бесилово-колбасилово». Мы так и договаривались с режиссером, что это будет скорее цирковое представление. Вот и получился настоящий «цирк-через голову кувырк».
А с чего началась ваша дружба с петербургским ТЮЗом?
Тринадцать лет назад меня пригласили на самый первый фестиваль «Радуга», который ежегодно проводит театр, и с тех пор мы тесно дружим. А с актерами труппы я уже после фестиваля ближе знакомилась во время гастролей ТЮЗа в Самаре, Воронеже, еще каких-то городах, и мне уже тогда захотелось что-нибудь сделать вместе с театром. И вот, наконец, это произошло.
Интересно ли вам было работать над этим проектом и легко ли шел процесс?
Мне было очень интересно поработать композиционно, найти связь между этими известными всем рассказами. Вел меня и чисто литературоведческий интерес: что из чего вытекает.
Творческий процесс – такое таинство, к которому зритель-читатель всегда хочет приобщиться…
Ну, таинство на то и таинство, чтобы держать его в секрете. Тем более, что тут многие вещи трудно поддаются объяснению.Если получаешь удовольствие от сочинения чего бы то ни было — текста или некоего смыслового модуля , из которого потом может получиться спектакль, — вот вам и секрет творчества. При этом автор всегда помнит о том, что придет режиссер, который может поступить с твоим замыслом по-своему. И тут главное — не нервничать.
Фото из спектакля
Если вы с готовностью отдали свою работу в руки именно тюзовской режиссуре, значит, у вас были для этого веские основания…
Этот наш совместный замысел вызревал долго, а потом все как-то само собой сложилось. Ведь делать надо не то, что тяжело идет, а что само идет в руки. Я поделилась с директором ТЮЗа Светланой Васильевной Лаврецовой своей идеей создать к 100-летию отца серию спектаклей, которые пройдут по всей стране, а не только в Питере. И тут же идея была подхвачена, тут же мы созвонились с художественным руководителем театра Адольфом Яковлевичем Шапиро, которого этот замысел необычайно вдохновил — так и родился проект.
Насколько я знаю, вы не посещали репетиции тюзовской постановки, так что все увиденное стало для вас настоящим сюрпризом…
Я никогда не хожу на репетиции, даже если мою пьесу ставят у меня «под носом» — в Москве…Есть тут и элемент доверия режиссеру, и понимание того, что, что он неизменно привнесет в твой замысел что-то от собственной индивидуальности… Повторяю: надо уметь в этом случае расслабиться, и потом получить удовольствие.
И часто в вашей практике удавалось такое удовольствие получить?
Мы очень хорошо в свое время поработали с Ольгой Субботиной, Николаем Крутиковым. И вот теперь — новый удачный опыт с молодым режиссером тюзовской постановки Екатериной Максимовой.
Вы предполагаете и дальше работать с питерским ТЮЗом?
Непременно. Мне очень нравится этот театр с его особым духом, здесь много хороших актеров с широким творческим диапазоном, которые просто обязаны как можно больше работать…И я буду рада, если они и впредь будут разыгрывать какие-то мои истории.
Чем вы заняты помимо драматургии?
Я в последнее время все больше прозу пишу. В московских издательствах «Артхаус Медиа» и «ЖУК» выходят забавные серии книжек «Для тех, кому за десять» — то ли для детей, то ли для взрослых, но это абсолютно моя ниша, в которой мне хорошо.
Скажите, был ли у ребенка из такой семьи, как ваша, шанс не стать писателем?
Да ведь писателями от хорошей жизни не становятся. Если бы со мной в детстве больше разговаривали, я не стала бы писать.