Его голосом говорят в кино главные голливудские сердцееды: , , . А его Якуб в спектакле «Одиночество в сети» театра-фестиваля «Балтийский дом» – просто живой укор всем мужчинам: талантливый, обаятельный, романтичный.

Фото: Юрий Богатырев

В легендарной «бондиане»
мы видим Броснана и Крейга,
а вот слышим
Валерия Соловьева

— Во время спектакля «Одиночество в Сети» я слышала, как одна зрительница сказала подруге о вашем Якубе: «Я его именно таким и представляла». Вы чувствуете ответственность перед женской аудиторией, которая в главном герое романа Януша Вишневского нашла свой идеал мужчины?
— Честно говоря, когда режиссер Хенрих Барановский утвердил меня на эту роль, я еще ничего не знал об этом романе, не представлял, насколько он популярен. Мы просто встретились с режиссером, побеседовали полчаса, и я спокойно уехал на два месяца в Таиланд на съемки. И вдруг до меня начали доходить слухи, что Хенрих не начинает репетиции, потому что ждет, когда я вернусь. Я прочитал книгу: дамская литература... Но меня зацепила одна фраза: «Господи, помоги мне быть таким, каким считает меня моя собака». Я понял, что автор кое-что смыслит в этой жизни. А что касается идеала... Каждый из нас мечтает его встретить. Но жизнь так устроена, что, к сожалению, не всем это удается. Сколько прекрасных женщин остаются одинокими! Я пытаюсь подарить им надежду, что идеальный мужчина все же существует. И хочу, чтобы после спектакля они уходили просветленными, с улыбкой.

— Роман Вишневского – очень интимное произведение. Для вас произносить этот текст со сцены – некий поступок или просто рабочий момент?
— Для меня – поступок! Возможно, я не так свободен в проявлении чувств, как наш режиссер. Я воевал с ним буквально за каждую фразу, за каждый кадр. Доходило до того, что я говорил: «Если это видео останется в спектакле, я не выйду на сцену!» Я убежден, что в театре даже о самых интимных взаимоотношениях мужчины и женщины можно рассказать без физиологических подробностей.

— В этом спектакле играет ваша супруга – актриса Инна Волгина. Если не секрет, что она говорит по поводу вашей роли?
— Мы оцениваем работы друг друга в первую очередь с профессиональной точки зрения, как коллеги. Что касается отношения Инны к этой моей роли... Оно позитивное, но все-таки немного ироничное. Ну а какой жене приятно, что семьсот женщин сидят в зале, смотрят на ее мужика и даже немного влюбляются в него? (Улыбается.)

— Современные женщины часто говорят о том, как сложно сегодня встретить настоящего мужчину. Как думаете, мы преувеличиваем проблему или все-таки есть повод для беспокойства?
— Думаю, такая проблема есть. Хотя, возможно, я уже начинаю ворчать в силу возраста. Той страны, в которой мы родились и выросли, больше нет. Но мое поколение воспитано так, что мы умеем принимать решения и нести за них ответственность. А современные пацаны как-то инфантильно ко всему относятся: сказал, забыл, ну и что? Я никого не сужу, мир вокруг нас изменился.

— В феврале вам исполнится 50 лет. Многих мужчин эта цифра пугает – круглая, определяющая возраст зрелости... Как себя ощущаете?
— Прекрасно! Все годы мои! Ни от одного не откажусь! Может быть, осознание придет позже. Знаете, когда у меня родилась дочь и мне позвонили из роддома в восемь утра, первая мысль была: «Ну зачем в такую рань будить?» В тот момент я не бегал от счастья по потолку, мир не перевернулся. А вот через полгода, когда в этом вечно орущем комочке ты начинаешь узнавать свои черты, ты уже можешь за него на гильотину пойти.

— Как думаете, если бы не стали актером, состоялись бы в другой профессии?
— Бог его знает. Я не пробовал заниматься чем-то другим. Хотя не раз приходилось резко менять свою жизнь. Я ведь не питерский человек. Родился в Ивановской области, в городе Шуя – это глухая, патриархальная провинция. Когда впервые оказался в Петербурге, для меня это было все равно что в космос попасть – я ведь даже троллейбуса никогда раньше не видел. Но как-то выжил, поступил в институт. Потом была армия – настоящая, а не ансамбль песни и пляски. Первое, что услышали мы, новобранцы, когда открылись ворота части, дикий крик: «Вешайтесь!» Я ведь служил в железнодорожных войсках: кирку в руки – и вперед на лесоповал! И ничего, справился, друзья появились. Сейчас даже с некоторой ностальгией вспоминаю армейскую жизнь с ее безобразием и бессмысленностью. Потом пришел в «Балтийский дом». И снова пришлось на собственной шкуре постигать ремесло, учиться на своих ошибках. Но я считаю себя счастливым человеком: у меня прекрасная семья, роли, за которые мне не стыдно – в театре, кино, дубляже...

— Кстати, о дубляже... В прошлом году мир кино отмечал пятидесятилетие «бондианы», к которой вы имеете прямое отношение, являясь вот уже четыре фильма «русским голосом Джеймса Бонда»...
— Это забавная история. Я дублировал Броснана в фильме «Умри, но не сейчас». Потом его «уволили из Бондов» и долго искали другого актера. В результате нашли Дэниела Крейга. Новому Бонду нужен был новый русский голос. Отправили в Америку более ста проб – все не подходят, хоть тресни. Тогда мне на студии дубляжа предложили: «Может, еще раз попробуешь?» Я говорю: «Не могу, нас с Броснаном уволили». И тогда решили под моей пробой поставить другое имя. Через полчаса приходит ответ: «Вот он, русский голос Бонда!» Так я пролез в «Казино “Рояль”». В процессе работы, правда, пришлось признаться в подлоге. Но американцы сказали: «У него здорово получается. Пусть работает!»

— Почувствовали, каково это – быть самым крутым мужчиной на планете?
— Ха-ха! Верх профессионализма актера дубляжа заключается в том, чтобы о нем никто не вспоминал, чтобы зритель не задумывался: «А что это Бонд на русском языке говорит?» Последний фильм – «007: Координаты “Скайфолл”» – просто гениальный! Такая красота! Моя задача была не испортить этот шедевр.

— Вы в отличной физической форме! Берете пример с голливудских коллег?
— А мне деваться некуда. (Смеется.) У меня, к сожалению, амплуа героя-любовника. Поэтому приходится мучить себя зарядкой, которую я ненавижу, держать себя в форме, мало есть...

— Признайтесь, озвучивая Крейга, думали: «Черт возьми, а я ведь мог бы не хуже сыграть!»?
— Не мог бы. Хотя бы потому, что Бондом может стать только актер, подданный Ее Величества английской королевы. Но, конечно, хотелось бы сыграть нечто подобное. Но для меня важна не внешняя атрибутика профессии, важно честно заниматься своим делом и чтобы не стыдно было за работу. А слава и деньги придут.

В феврале Валерия Соловьева можно увидеть в спектаклях: «Бог резни», «Одиночество в Сети», «Перезагрузка», «Жизнь Ильи Ильича», «Деревья умирают стоя», «Мастер и Маргарита», «Сирано де Бержерак».