Обновление старых фасадов и возведение новых зданий, ремонты капитальные, текущие или, на худой конец, косметические идут полным ходом каждый год чуть ли не в каждом петербургском театре. Так и должно быть. Культурная столица, все-таки. О самых затянувшихся, долгожданных, грандиозных и необычных узнал VashDosug.ru.
В стиле хай-тек
Что: Новая (малая) сцена Александринского театра.
Место: наб. р. Фонтанки, 49А.
Начало строительства: 2008 год.
Окончание строительства: май 2013 года.
Пространство без границ и зрительных мест — новая сцена Александринского театра имеет все шансы стать одной из самых авангардных в мире. Площадка-трансформер способна принять любую форму с помощью подвижных полов и раздвижных перегородок. Как найти в большой черной комнате новые идеи, в театре уже определились — отдали площадку молодым режиссерам-экспериментаторам.
«Новая сцена» включает в себя три зоны общей площадью более 10 тысяч квадратных метров. В здании два входа — со стороны театра и со стороны набережной реки Фонтанки. Здание бывших мастерских из старого кирпича теперь в едином ансамбле с конструкциями из стекла и бетона. По устоявшейся современной традиции комплекс оборудован стоянкой для авто, сетью Wi-Fi, а сцена — стеной, которая может подниматься и опускаться по замыслу режиссера.
Так называемая «опускная стена» дает возможность по-разному работать со сценическим пространством, а также предполагает множество вариантов размещения зрителей. Из самого продвинутого тут — мультимедиа зал, он похож на голливудскую киностудию. С помощью разных камер и компьютерных программ актеров помещают в виртуальную комнату. На новой сцене технологии XXI века действительно поражают сознание.
Трансляции онлайн и в записи всех лекций и спектаклей будут идти в режиме нон-стоп. Планируется Skype-театр, где виртуальный зритель сможет и участвовать в постановках и влиять на происходящее через Wi-Fi. Так что теперь в Александринском театре вряд ли можно будет услышать просьбу выключить свои мобильные телефоны.
Перемен…
Что: Большой Драматический театр им. Г. А. Товстоногова.
Место: наб. р. Фонтанки, 65.
Начало строительства: 2010 год.
Окончание строительства: конец 2013 года.
Здание БДТ, закрытое на реконструкцию, встретит в своих отремонтированных стенах нового художественного руководителя. Темур Чхеидзе решил продолжить работу в родном Тбилиси, а освободившийся пост предложили одному из самых известных питерских режиссеров — Андрею Могучему. Понятно, что БДТ теперь ждет масса изменений. Но что касается обустройства здания — все ли устраивает режиссера в производящемся ремонте? Ведь в театре сделано все в духе классического театра.
Здание нуждалось в капитальном ремонте, оно буквально трещало по швам и оседало. Это уже касалось вопроса безопасности — нужно было усилить фундамент, балконы и бельэтажи. Теперь трещины устранены и в подвалах сухо, многие элементы в здании театра, построенном в 1876-1878 годах, тщательно реставрируются — это лестницы, арки, лепнина, бра, двери и, конечно, сам фасад здания.
Внешне в театре все осталось как прежде — сцена с поворотным кругом, оркестровая яма, люки-провалы, обычный зрительный зал с партером и бельэтажем. Конечно, все модернизировано и осовременено. Например, в здании появятся специальные лифты для инвалидов, кресла в зрительном зале станут удобнее и изменится оснащение комнат для дам и джентльменов. Это было просто необходимо театру, так как капитального ремонта здесь не было со времен основания.
Новому худруку Андрею Могучему дали год, чтобы сформировать новую программу развития театра. И он пообещал, что никаких кардинальных перемен не будет, все будет медленно и не больно.
Андрей Могучий, художественный руководитель БДТ им. Г. А. Товстоногова: «За годы, проведенные в Александринском театре, я много раз видел, как ведет дела Фокин. Мы как-то шли с ним по закулисной лестнице, рабочей, совсем не парадной. Перила выкрасили в серый цвет, и Валерий Владимирович страшно расстроился: "Я же говорил, надо было в коричневый". Для худрука театра нет мелочей — когда ты знаешь, где какая лампочка перегорела и в какой цвет выкрашены перила, то театр начинает приобретать гармоничные формы».
Дитя долгостроя
Что: Вторая сцена Мариинского театра.
Место: ул. Декабристов, 34.
Начало строительства: 2003 год.
Окончание строительства: 2013 год.
Проект Мариинки-2 — долгострой с непростой историей. Его начинали строить, бросали, признавали неосуществимым, критиковали и меняли архитекторов. Наконец, вторая сцена Мариинского театра предстала перед публикой и жители города тут же окрестили театр ТЦ «Мариинский», сравнивая его с торговым центром, где должно быть много магазинов, ресторанный дворик и 3D-кинотеатр.
Архитекторы говорят, что здание доминирует над городом вместо того, чтобы органично вписываться. Но скорее всего, в отношениях между городом и зданием сработает принцип «стерпится — слюбится», как это произошло с другими спорными строениями в Петербурге.
Общая площадь нового здания с семью надземными и тремя подземными этажами — 80 тысяч квадратных метров. Он вмещает в себя пять сцен, репетиционные залы, паркинг. Стены в главном фойе из оникса, пол с мрамором, в люстрах использованы кристаллы Сваровски. Все красивое и современное.
Форма и акустика зала спроектированы таким образом, чтобы звук распространялся наилучшим образом. Оркестровая яма рассчитана на 120 музыкантов и состоит из трёх подвижных платформ, которые могут подниматься или опускаться по велению одной кнопки. Механики с гордостью рассказывают, что на сцене одновременно можно собирать декорации для одного спектакля, тут же разбирать после другого, а в зале идёт в это время третий.
Репетиционных залов в театре четыре: для балета, оперы, хора и оркестра. Но не только работники театра могут быть довольны современной постройкой — в зрительном зале установлены удобные кресла с дополнительным пространством, чтобы даже высокие и крупные зрители чувствовали себя уютно.
На первой сцене можно посмотреть преимущественно балеты, а вторую сцену займут операми. Кроме основной сцены, есть и камерные — в фойе. Там собираются устраивать просветительские проекты. Амфитеатр на крыше приспособят для летних концертов, в том числе для фестиваля «Звёзды белых ночей».