В сентябре на петербургской сцене безраздельно царствует столичный «Ленком». Правда, на этот раз московский театр привозит всего лишь два спектакля: «Ложь во спасение» — премьеру прошлого сезона и давний хит всех времен и народов «Все оплачено».

Оба спектакля — чистая радость для поклонников Инны Чуриковой. «Ложь во спасение» поставил киномэтр и супруг актрисы Глеб Панфилов. Он же написал к спектаклю инсценировку по мотивам пьесы испанского драматурга Алехандро Касоны «Деревья умирают стоя». Вещь из разряда великих. Может украсить послужной список любой актрисы. Кстати, одноименный спектакль в постановке Александра Белинского есть в репертуаре «Балтийского дома» с Татьяной Пилецкой в роли Бабушки. Сюжет можно пересказать в двух предложениях: дед выгнал из дома внука, тот попал в тюрьму. Чтобы не расстраивать бабушку, дед пишет ей липовые письма от имени внука. Но сколько в этой истории таится драматических откровений! Для такой актрисы, как Чурикова, которая как никто умеет сыграть глубокую женственность, тоскующую по любви, спектакль стал настоящим бенефисом. Глеб Панфилов изменил название, и этим нововведения не ограничились: в пьесе поубавилось действующих лиц, поменялся финал и... появился телеоператор, который снимает все происходящее на камеру. На свою музу Панфилов по-прежнему смотрит глазами кинорежиссера, даря ей восхитительные крупные планы — даже зрителям на галерке видны тончайшие нюансы актерской игры Чуриковой и ее партнера Виктора Ракова.

Долголетию комедии «Все оплачено» эстонского режиссера Эльмо Нюганена могут позавидовать лучшие додинские спектакли — премьера состоялась в 2004 году. Когда-то в роли мсье Амалькара блистал незабвенный Олег Иванович Янковский. Сегодня единственный исполнитель этой роли — Андрей Соколов. Страдающий от одиночества, его герой за большие деньги (сумма, кстати, меняется с годами, учитывая инфляцию), нанимает стареющую актрису (Инна Чурикова), нищего художника (Александр Збруев) и проститутку (Наталья Щукина), чтобы они ежевечерне разыгрывали перед ним спектакль о любви и дружбе, исполняя роли жены, товарища и дочери. Но если своим маленьким театром Амалькар манипулирует довольно успешно, то человеческие чувства оказываются ему неподвластны. Финал зрители встречают, утирая сладкие слезы светлой грусти, а герой обращается к ним с легендарной фразой Мюнхгаузена-Янковского: «Улыбайтесь, господа! Улыбайтесь!»