Ежегодно каждый приверженец театрального искусства, будь то актер, режиссер или художник, затаив дыхание, ждет день, когда объявят имена, номинированные на Высшую петербургскую театральную премию «Золотой софит».
Фото: www.mdt-dodin.ru
Стать номинантом премии — почетно, стать ее лауреатом — бесценно. Признание на таком уровне могут получить, как маститые академические театры с большой историей, так и маленькие негосударственные, которые только недавно появились на ниве театрального Петербурга. Но удостаиваются премии только лучшие. При том — не важно к какому эстетическому направлению тяготеет тот или иной спектакль. Главное — профессионализм, художественное своеобразие и творческая харизма.
Довольно часто (этот год не стал исклюением) в разных номинациях повторяются одни и те же спектакли. Например, в номинации «Лучший спектакль» выдвинут спектакль МДТ «Коварство и любовь» (режиссер — ). Актеры, задействованные в этой постановке, также номинированы: на «Лучшую женскую роль» Леди Мильфорд в исполнении , а на «Лучшую мужскую роль» аж два актера — за роль Фердинанда и Игорь Иванов за роль Президента фон Вальтера. Эти додинские артисты, кстати, будут не единственными, кто поборется за номинацию «Лучшая мужская роль». «Враг народа» (еще одна премьера Льва Додина прошлого сезона, которая может получить звание «Лучшего спектакля») также подарил МДТ сразу двух претендентов на эту номинацию — роль доктор Томас Стокман и роль Сергея Власова Петер Стокман. Конечно, такое количество номинантов в спектаклях одного режиссера предполагает, что он сам будет номинирован на звание «Лучшего режиссера». В этой номинации с Львом Додиным посоревнуются и . У Баргмана комиссией «Золотого софита» выбран спектакль «Ночь Гельвера» (Театр им. В.Ф. Комиссаржевской), а у Бутусова — нашумевшая постановка «Макбет. Кино» (театр им. Ленсовета). Последний спектакль особенно не обделен вниманием «Золотого софита»: кроме того, что постановка номинирована на «Лучший спектакль», его актеры тоже поборются за звание «лучших»: Лаура Пицхелаури за роль Леди Макбет, а Виталий Куликов за роль короля Дункан.
Фото: www.lensov-theatre.spb.ru
Последний из перечисленных претендентов на звание «Лучшая мужская роль» — Тарас Бибич за роль Калеки Билли в спектакле «Калека с острова Инишмаан» (БДТ им. Г.А. Товстоногова) в постановке . Этот спектакль также может получить звание «Лучший спектакль».
Из оставшихся номинантов «Лучшей женской роли» остается упомянуть Ольгу Белинскую, которая сыграла Нору в спектакле Юрия Квятковского «Кукольный дом» (театр Приют Комедианта), — роль Бабушки в спектакле «Литургия Zero» (Александринский театр), и Елену Мартыненко — роль Елены Андреевны в спектакле Владимира Туманова «Дядя Ваня» (Театр на Васильевском).
Среди негосударственных театров на номинацию «Лучшая работа режиссера» заявлены Иван Латышев — за постановку спектакля «Любка» (Театральная компания «Открытое пространство»), Александр Баргман — за постановку спектакля «Человек случая» (Такой Театр) и — за постановку спектакля «Развалины» (Этюд-театр).
В театральном искусстве не самую последнюю роль играет актерский ансамбль. Другими словами, способность связать всех актеров в спектакле таким образом, чтобы они играли настолько слаженно в одной стилистической манере, чтобы казалось, что они действуют на сцене подобно филармоническому оркестру, где каждый участник не только слышит, но и чувствует другого. Поэтому номинация «Золотого софита» «Лучший актерский ансамбль» стоит далеко не на последнем месте. На это звание номинированы такие спектакли, как «Белые флаги» в постановке Натальи Никитиной (Театр Дождей), «Калека с острова Инишмаан» в постановке Андрея Прикотенко и «Зеленый шатер» в постановке Анджея Бубеня (Театр-фестиваль «Балтийский Дом»).
И, конечно, нельзя забыть тех мастеров, которые отвечают за изобразительную сторону постановки: в номинации «Лучшая работа художника» названы Олег Головко за сценографию спектакля «Калека с острова Инишмаан», Эдуард Кочергин за сценографию спектакля «Мера за меру» в постановке Анджея Бубеня (БДТ), Мария Утробина за сценографию спектакля «Сон смешного человека» в постановке Ирины Керученко (Александринский театр) и Владимир Фирер за сценографию спектакля «Все тот же Лес» в постановке Исаака Штокбанта (Театр Буфф).
Фото: www.theatre-buff.spb.ru
Кроме названных номинаций драматического театра аналогичные существует и в музыкальном театре и даже в театре кукол. Среди них выдвинуты и Мариинский театр, и Михайловский, и Театр Музыкальной комедии, Театр Санктъ-Петербургъ Опера, Зазеркалье и другие.
Церемония вручения премии, намеченная на 11 ноября в ТЮЗе имени Брянцева, обещает быть не менее яркой, чем представленные в номинациях спектакли — ее режиссером назначен Григорий Козлов. В голосовании примут участие известные деятели театрального искусства Петербурга, представители петербургского отделения Союза театральных деятелей и ведущие театральные критики, по решению которых и будут выбраны лучшие из лучших.