Когда-то, когда наши родители были мальчиками и девочками, книга Марка Твена «Том Сойер» была очень-очень популярна. Все знали про мальчика Тома, который живет у своей тетушки Полли и дня не может прожить, чтобы его не наказали за какую-нибудь шалость. Театр Юных Зрителей решил рискнуть и представил эту историю, вписав ее в современный контекст.

Режиссер спектакля (она же и автор инсценировки) Екатерина Максимова взялась за книгу Марка Твена смело, даже можно сказать радикально: действие начинается с того, что на белом экране, установленном на пустой сцене (прямо как в кинотеатре) с помощью видеопроекции возникает смартфон, который самостоятельно начинает искать в интернете книгу Марка Твена. Поиски завершаются успешно, правда, новомодный гаджет (как это обычно бывает) зависает. И тогда на сцене появляется тетя Полли, которая зовет своего племянника Тома Сойера. Он не откликается, и она проходит в зрительный зал в надежде, что сможет отыскать его тут среди мальчиков и девочек. В конце концов она вытаскивает одного молодого парня в джинсах и толстовке на сцену, называет его «Томом» и отбирает телефон, спрятав его к себе в карман передника. С этой минуты парень в толстовке и джинсах должен принять роль простого американского мальчишки из книги Марка Твена. При этом реальность мира Тома Сойера — это реальность игры, установленной на мобильный телефон.

Декораций практически нет — на больших белых экранах мы увидим и каменную пещеру, и ночное кладбище, и таинственный лес, и улицы небольшого Санкт-Петербурга, городка, где живет Том Сойер. Припоминая книгу, может возникнуть вопрос, а как же герой спектакля будет красить забор? Нашего героя это тоже ставит в тупик: тетя Полли вручает ему пустое ведро и длинную кисть, а на белом полотне с помощью все той же проекции появляется деревянный забор. Паренек не долго думая, медленно проводит кистью в воздухе и одновременно с этим часть забора покрывается белой краской. Краска на картинке повинуется движениям кисти, словно это волшебная палочка! Вообще синтез кино и театра становится чуть ли не главным приемом в визуальном решении постановки.

Используя элементы нашего времени, создатели спектакля стараются деликатно приблизить театральное действие к мировосприятию современных маленьких зрителей. Думается, что «Том Сойер» не только запомнится детям, которые уже не представляют своей жизни без айпедов и смартфонов, но и спровоцирует их на прочтение замечательной книги Марка Твена. Тем более, в конце спектакля тетя Полли возвращает герою его мобильный телефон и напоминает, что у книги, в отличие от гаджетов, не может сесть батарейка.

Корреспондент издания VashDosug.ru посмотрел спектакль и решил поинтересоваться у маленьких (и не особо маленьких) зрителей, читали ли они книгу Марка Твена и делали ли они что-нибудь из того, чем в свое время отличился Том Сойер.


Федя, 9 лет:

Ты читал книгу про знаменитого хулигана Тома Сойера?
– Нет, но я слушал аудиодиск.

– О, здорово! Да, теперь можно книги не читать, а слушать, но это совсем не отменяет чтение. Что тебе запомнилось больше всего в истории про Тома?
– Мне запомнилось, как они искали клад.

– А ты сам раскапывал когда-нибудь клад?
– Нет.

– Совсем-совсем?
– Ну, я вообще-то искал клады в садике. Но ничего такого особенного я не нашел.

– А тетушка когда-нибудь просила тебя покрасить забор?
– Не просила, мне повезло.


Оксана, 17 лет:

Вы читали «Тома Сойера»?
– Да, я читала.

– Ну, наверное, с Вами, наверняка, случалось что-нибудь эдакое?
– Да, я как-то искала клад! Правда, сначала я его сама закопала на даче у дедушки. У меня была деревяная коробочка, куда я сложила цветные камушки.

Ничего себе! А потом вы откопали скоровища?
– Да, я подумала, что потом, через много-много лет, когда я приеду к дедушке на дачу, я возьму и откопаю его.


Юля, 16 лет:

– Со мной ничего такого не случалось, но могу рассказать про своего друга, которому сейчас 22 года. Он в возрасте 7 лет вместе со своей бабушкой решил закопать золотые монетки.

– Настоящие?
– Да! Настоящие золотые и серебряные монеты. И сейчас, спустя время, он приехал к бабушке и говорит: «Пойдем откапывать!» Они перекопали весь участок и ничего не нашли. Зато они посадили картошку.


Маша, 8 лет:

– Когда-нибудь ты занималась поисками сокровищ?
– Да, я делала это с папой. У него есть миноискатель и мы прошли с ним весь дачный участок.

– И вы что-нибудь нашли?
– Да, мы нашли какую-то лампочку.

– Интересно, а какую лампочку?
– Ну обычную такую, кругленькую.


Ксюша, 10 лет:

– Ты искала когда-нибудь сокровища или, может быть, клад?
– Да, я закопала лопату, чтобы ее потом раскопать.

– Э, подожди, а чем же ты ее раскапывала, если она была предметом, который ты закопала?
– Я делала это другой лопатой. У меня было две лопаты.

– А как насчет варенья? Таскала у бабушки из серванта, пока она не видит?
– Да, было несколько раз. Она не заметила. (Cмеется.)

– Какое варенье-то было?
– Вишневое.

– Это было такое настоящее деревенское варенье из садовой вишни?
– Да.


Как показали ответы зрителей на премьерном показе тюзовского спектакля «Том Сойер», современная техника настойчиво входит в нашу жизнь: клад теперь можно искать с помощью миноискателя, книгу теперь можно не читать, а слушать. С одной стороны, от современности никуда не деться, мы в ней живем. С другой стороны, нельзя забывать, что книга все равно останется незаменимой вещью, как в жизни взрослого, так и в жизни маленького человека. И как верно сказала тетя Полли, у нее не может сесть батарейка.