Совсем скоро Северная столица преподнесет жителям и гостям города роскошный новогодний подарок. На 18 декабря назначена премьера мюзикла «Пола Негри», где актерам придется побороться за внимание зрителя, ведь в этот раз то, что будет явлено залу, по значимости ничем не уступит выстрелу «Авроры».
Декорация к мюзиклу «Пола Негри»
Создатели мюзикла обещают совершить революцию в театральной сценографии, превратив все декорации в объемные, реалистичные 3D-модели. Чтобы быть готовым ко всем неожиданностям «Полы Негри» VashDosug.ru решил вспомнить постановки, которые по праву стали синонимами эпатажа и «культурного хулиганства».
«Иваны»
Казалось бы, в самом образцовом представителе классического театра Александринском хулиганства, даже незначительного, быть не может. Ан нет, спектакль «Иваны», где зрители долго плутают по каким-то лестницам, проходам, закоулкам и, наконец, выходят на … сцену! Здесь их взору предстает огромная деревянная коробка, обрамляющая центр сцены, вокруг которой на возвышении уже выставлены зрительские места. Начинается спектакль с движения, но не актеров, а декораций. Стены коробки плавно поднимаются под самые колосники. Актер начинает свое повествование буквально с соседствующего с вами зрительского места. Небольшая передышка в виде потрясающей актерской игры блестящего дуэта Николая Мартона и Виктора Смирнова и на зрителя снова льется град гротескного «сценографического безумия»: выстрелы, карлики, летающие на тросах люди, живая лошадь…
Еще одним интригующим экспериментом Александринского театра стала недавняя премьера спектакля «Невский проспект». Здесь все поменялось местами: площадку-помост, на которой играют актеры, перенесли в центр зала, зрители же заняли свои места на сцене и частично в амфитеатре. Минимализм, а вернее, полное отсутствие привычных декораций, замененных импровизированной земляной ямой в центре помоста, полностью компенсируется технической составляющей спектакля. На огромные свисающие с потолка белые полотнища, которые скрывают часть лож, транслируют изображения актеров, старинные фото зрителей XIX века и «репортажи с Малой Садовой». Каждый житель города может получить свою минуту славы и с помощью высоких технологий выйти в эфир на эти самые экраны. Для каждого спектакля выборка типажей обновляется. На примере уже упомянутого «Невского проспекта» можно вывести еще один метод повышения градуса интереса со стороны публики. То, что деликатно принято называть переложением для театра или интерпретацией сюжетных мотивов или другим схожим термином, на деле может перерасти в эксперимент над психикой зрителя. Одним словом, классическое или не очень произведение обретает жизнь на сцене, при этом во главу угла ставится не приближенность к первоисточнику, а точка зрения и восприятие режиссера-постановщика. Новый осовремененный «Невский проспект», чей сюжет, был навеян произведениями Гоголя, заселили гастарбайтеры, «менты», чиновники, пенсионеры, бизнесмены, желающие перепрофилировать Александринский под нужды торгового комплекса и другая пестрая братия. Причем заселили они не только помост, но и весь зал. В царской ложе в весьма фривольных позах устроились расфуфыренные проститутки, призывно осваивающие установленный там же шест. Создатели «обогатили» действо и речь героев нецензурными выражениями, звучащими по поводу и без. Мобильные телефоны, кстати, можно не отключать, о чем заранее предупреждают. Вот таким видит сегодняшний Невский творческая группа спектакля.
Фото спектакля «Невский проспект»
«Счастье»
Подобной участи удостоилось и произведение Мориса Метерлинка «Синяя птица», попавшая в талантливо сплетенные сети дуэта Андрея Могучего и Константина Филиппова. Правда, порядком подрастеряв часть сюжетных «перышек», эта птичка все-таки обрела «Счастье». Именно такое название получил единственный детский спектакль Александринского театра (в афише он маркирован как 6+). Полностью лишившись частички детской наивности первоисточника, постановка обрушивает на голову детей взрослые истины о смерти, о неизбежности происходящего, о тяготах жизни в целом. Юным зрителям предстоит увидеть умерших бабушек, царство мертвых, гробы и скелеты, устрашающего вида волков в инвалидных креслах, на сцене даже появится дух нерожденного младенца. Несмотря на добрый конец, думается, счастье у всех разное!
Фото спектакля «Счастье»
Однако и труппам поменьше удается бросить вызов театральным условностям благодаря смекалке и нетривиальному переосмыслению реальности. Ярчайшим примером является Российский инженерный театр «АХЕ». Уже второй десяток лет эта группа единомышленников проводит шоковую терапию окружающей нас культурной среды. Их работы непривычны даже для молодежной аудитории, воспитанной на ниве голливудских блокбастеров и непрекращающегося экшена. За плечами этих представителей андеграунда более десятка спектаклей. Стоит отметить, что «АХЕ» принимали участие в открытии новой сцены Александринского театра, где доказали свою безграничную любовь к экспериментам. Кстати, в основном из них и состоят их работы. Одно из последних творений «АХЕ», получившее название «Фабуламахия», весьма затруднительно отнести к определенному театральному жанру. Совместное детище Большого театра кукол и театра «АХЕ» столкнуло на импровизированном ринге известных мифологических персонажей Санкт-Петербурга: Старуху-процентщицу, Чижика Пыжика, Евгения Онегина и Человека Рассеянного с улицы Бассейной. Никакого псевдонаигранного рукоприкладства вы здесь не увидите. В этом культурном пространстве пряным ароматом разливается дух импровизации. Рефери, они же режиссеры — Максим Исаев и Павел Семченко — меняют правила по ходу действия. Таким образом, никто, даже создатели «Фабуламахии» не знают, кто же сегодня победит. Актеры тем временем приводят в действие внушительных размеров причудливые «боевые» машины и бегут навстречу неизвестному.
Режиссер пошел дальше многих, переиначив не только сюжетную линию и, как следствие, сценографию спектакля, но и устроив театральный флешмоб! Постановка, ставшая символом возвращения режиссера в стены театра им. Ленсовета, получила название «Макбет.Кино». Уход от последовательного изложения сюжетной линии, частая смена типажей — один актер исполняет роль то одного персонажа, то другого, темный кирпичный бункер без какого-либо намека на царственность может запутать даже ярого любителя Шекспира.
Фото спектакля «Макбет. Кино»
Юрий Бутусов делал явную ставку на молодежную публику, стараясь привлечь ее не только модернистским переосмыслением сюжета, современным музыкальным сопровождением (в спектакле прозвучат, в том числе и композиции Майкла Джексона), но и «устрашающим» флешмобом. Незадолго до премьеры под знаменитые мелодии короля поп-музыки студенты-зомби устроили шествие по Невскому проспекту. По дороге перепачканные бутафорской кровью студенты раздавали шарики и флажки с надписью «Макбет.Кино». Хорошо когда театры прикладывают усилия, чтобы стать интересными молодежной аудитории. Правда и тут не стоит забывать о чувстве меры. Хотя, чем бы дитя ни тешилось, а лишь бы не плакало!