Театр Юных Зрителей им. А. А. Брянцева уже давно ставит спектакли, на которые ходят зрители не только юные. Спектакль, поставленный инициативной группой театра во главе с актером Александром Ивановым «Дорогая Елена Сергеевна» по пьесе Людмилы Разумовской как раз к таким и относится — эта работа для зрителей постарше.
VashDosug.ru поинтересовался у режиссера, почему пьесу до сих пор можно считать актуальной и почему такие слова, как «добро» и «верность», трудно произносить сегодня со сцены.
— Советская драматургия не самая популярная на современной сцене. Это ваш режиссерский дебют и тем более интересно, почему ваш выбор пал именно на эту пьесу?
— Эта, история, на мой взгляд, страшная даже по сегодняшним меркам...
— Да, конечно. Я бы сказал, что это история очень драматическая... Сюжет пьесы «Гамлет» еще ужаснее...
— Но сюжет пьесы «Дорогая Елена Сергеевна» ближе к нашим реалиям, поэтому и читать, и уж тем более смотреть эту историю на сцене, тяжело. У вас не возникало никаких аллюзий, связанных с сюжетом этой драмы?
— Нет, никаких. Я до премьеры с благоговением встретился с автором пьесы, с Людмилой Николаевной, и она сказала мне, что не следует браться за эту драматургию, если хочеться расскать историю про учителя и ученика — мол какие-то ребята пришли и поиздевались над женщиной. Это лишь сюжетная линия. Это поверхностное видение. Разговор идет там немножко о другом. О чем — это вопрос.
— Иными словами, это не сюжет про сегодняшний материальный мир?
— Да бог его знает! Люди всегда жили в материальном мире.
— Как вам показалось, что было самым сложным при постановке?
— Такие слова, как «добро», «вера», «надежда», «добро побеждает зло», как ни странно, очень сложно говорить сегодня со сцены.
— Почему?
— Потому что не веришь сам себе. А в театре нужно, чтобы поверил не только ты, но и зрители. Это было для меня проблемой. А главная героиня очень часто говорит такие слова. Она не только называет эти понятия, она ими живет. Основная проблематика пьесы именно в этом и заключается: что в результате победит, добро или зло?
— И что побеждает в вашем спектакле?
— Опять-таки сложно сказать. Мне кажется, что побеждает добро, как бы это не банально звучало. Во всяком случае должны побеждать добро, радость и любовь. Я утверждал это и буду утверждать.
— После «Елены Сергеевны» вы намерены дальше продолжать режиссерскую деятельность?
— Да, безусловно. Я благодарен, что мне предоставили такую возможность. Просто так режиссурой не занимаются. А когда чувствуешь в себе потребность, нужно ее реализовывать. Я давно к этому шел, и с первого раза никогда ничего не получается. Мой мастер говорил, что нужно сначала испортить три спектакля, перед тем как поставить что-нибудь более-менее стоящее. Поэтому я очень спокойно отношусь к своему дебюту и рассматриваю его, как некий этап.