В первой декаде декабря танец буквально «накроет с головой» наш город: с 6 по 8 декабря в Санкт-Петербурге пройдет VIII Международный фестиваль танцевального кино «Кинотанец», а с 7 по 11 декабря — Dans Nederlands 2013. Накануне этих событий VashDosug.ru пообщался с директором Санкт-Петербургского Дома танца «Каннон Данс» и организатором фестивалей «Кинотанец» и Dans Nederlands Вадимом Каспаровым.
— Зрители кинофестиваля получат возможность увидеть работы лучших мировых хореографов, таких как Иржи Килиан, Анжелен Прельжокаж, Охад Нахарин и других на киноэкране. А какие постановки ни в коем случае нельзя пропустить в Dans Nederlands 2013?
— Вся программа рассчитана на самые разные вкусы… Пожалуй, в этот раз каждый сможет для себя подобрать «дорожную карту»… Именно разноплановость программы радует нас. Если ты являешься поклонником чистого танца, то спектакль Юри Дуббе — шанс увидеть экстраклассных танцоров… Любителям авангарда будет интересен проект Николь Бойтлер и ее спектакль «Широкуро».
— Вадим, на фестивале Dans Nederlands будут представлены как известные мастера современного танца, например Гай Вайцман и Рони Хаавер (лауреаты Российской национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Лучший хореограф» — VashDosug.ru), Анн Ван ден Брук, награжденная престижной голландской премии в области танца «Лебедь», так и молодые мастера. Скажем, Юри Дуббе, о котором вы говорите, названный «молодым дарованием современного голландского танца»... Расскажите, пожалуйста, подробнее об участниках фестиваля?
— Да, все участники фестиваля — это «сегодня и завтра» Нидерландского танца. Нидерландский танец — это такая смесь различных мировых школ, систем, культур, что и делает его поистине уникальным явлением, которым славится эта страна. Все хореографы уже признанные лидеры, однако они абсолютно не похожи друг на друга, каждый из них имеет собственную «лексику», так что Санкт-Петербург станет свидетелем парада коллективов, которые запомнятся надолго.
— Темы по крайней мере двух спектаклей фестиваля, остроактуальны: «Альфа-самцы» о проблемах метросексуалов, «Хроно» — о взаимоотношениях человека и новых технологий. Современный танец отражает современные проблемы? А вечные ему подвластны?
— Современный танец этим и отличается от классического, что он пропускает через себя энергию сегодняшнего дня и трансформирует ее в сценической форме… Это слепок современности. Поэтому и спектакли, которые мы представим, — это нерв, актуальные проблемы, что ощутимо даже по названиям. Однако в любом случае на все времена существуют только вечные темы — любовь, дружба, страсть и т. д. И современный танец не избегает этих вопросов, а ставит и решает их, используя современную эстетику, современные технические средства…
— Если сравнивать тенденции европейского современного танца с тем, что происходит с современным танцем в нашем городе, какие можно сделать выводы? Мы движемся в одном направлении?
— Европейское танцевальное искусство развивается давно и по другим законам, чем у нас… Начиная с финансирования и заканчивая образованием. В этих пунктах мы пока отстаем. Однако, это не фатальная ситуация и достаточно не очень больших усилий со стороны государства, чтобы сделать качественный скачок вверх. В этом направлении уже что-то происходит и благодаря поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга наш Дом танца «Каннон Данс» оказывает поддержку нескольким танцевальным коллективам и хореографам Петербурга… В прошлом году один из наших резидентов Алиса Панченко со своим спектаклем «Кукушка» была номинирована на «Золотую Маску»… В этом году — спектакль «Пассажир» Владимира Варнавы, который мы тоже поддержали, как и совместный проект Танцевальной компании «Каннон Данс» с израильским хореографом Ренаной Раз «YouMake ReMake», номинированный на «Золотую Маску» 2014 года…
В городе уже есть несколько площадок где можно посмотреть танец — «Скороход», «Эрарта», «Плоды Просвещения»… Это все расширяет возможности коллективов современного танца завоевывать свою аудиторию и развиваться. Однако без внятной культурной политики в области современного танца его развитие будет идти медленно… Но мы работаем и не опускаем руки. А фестивали Dans Nederlands и «Кинотанец» так или иначе помогают этим качественным изменениям…
— Можно ли современный танец в нашем городе выделить как некое единое направление? И если да, то какими коллективами оно представлено?
— Пока, думаю, что нет. Современный танец Санкт-Петербурга не занимает достойного места в городской культурной палитре. И постоянно действующих коллективов почти нет. В основном все приглашают танцовщиков на временной основе, что усложняет жизнь хореографам и плохо сказывается на качестве работы.
— В рамках фестиваля Dans Nederlands в Доме танца «Каннон Данс» пройдут мастер-классы. Расскажите, как они будут проходить и кто может принять в них участие?
— Мастер-классы — это важнейшая часть всех проектов «Каннон Данс», так как без образованного и грамотного танцовщика совершенно невозможно представить будущее. Поэтому в рамках DN мы проводим их с целью знакомства с методикой работы наших голландских коллег. Такие мастер классы — это как школа высшего «спортивного» мастерства… Они рассчитаны на очень подготовленную публику, на профессионалов прежде всего. То есть это своего рода кухня для танцовщиков...